День Крещения Руси

День Крещения Руси

День Крещения Руси (1031 год)

14 августа можно назвать днем рождения святой Руси. Господь явил великую милость славянскому племени, обновив его душу и тело в купели крещения.

Господь, крестив великого князя Володимера и вместе с ним русский народ, возложил на него и великую миссию: быть светом всему миру, всей вселенной.

Нам не просто следует знать об этом дне, нам следует бесконечно благодарить Бога в этот день. Ибо это день излияния беспредельной милости Божией на наш народ. И милость эта, как источник живой воды, теперь никогда не перестанет, но будет изливаться, доколе существует мир.

Бог, создавая Себе народ на земле, сначала благословил Авраама, потом его потомство, Исаака, Иакова и его 12 сыновей, давших начало 12 коленам Израилевым.

Благословение Божие – это сила жизни, это свет истины, это само бытие, сообщаемое Богом человеку. Сила этого благословения такова, что маленький и слабый народ Израиля до сих пор живет и процветает, тогда как многие сильные и великие царства уже давно исчезли с лица земли.

Когда пришел Христос на землю, Он принес новую жизнь. Он пришел к иудеям, но они Его не приняли. Впрочем, это было промыслительно. Как говорит апостол Павел, это было попущено Богом для того, чтобы мог просветиться светом Истины весь мир, все языки, то есть, народы.

Лишь малая часть иудеев приняли Христа, остальные Его отвергли.

Но «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7).

Благодать идет к язычникам. Просвещаются эллины, римляне и другие народы.

Наконец в 4 веке – новая волна благодати – христианство становится государственной религией Византийской империи.

Византия, Константинополь становятся новым духовным центром мира. Благодать изливается также и через другие древние оплоты христианства: Иерусалимскую кафедру, Антиохийскую, Александрийскую и Римскую.

На территории России в это время живут племена скифов, славян, по берегам Черного моря стоят греческие поселения.

К 9 веку разрозненные и враждующие между собой племена славян объединяются, и рождается новое и сильное государство – Киевская Русь с двумя центрами – Киевом и Великим Новгородом.

Киевские князья организуют военные походы на Византию и прибавляют себе богатства.

К этому времени между Римом и Константинополем происходит разделение. Рим все далее отходит от наследия отцов, попирая догматы Вселенских соборов.

Благодать первой кафедры, Римской, переходит на Константинопольскую, которая теперь становится главным центром православия или Вторым Римом.

В 9 веке православная вера проникает в Киевскую Русь. Появляются первые общины в Киеве и Великом Новгороде.

И, наконец, настает день, и день этот 15/28 июля 988 года, когда великий князь киевский Владимир принимает святое крещение в Корсуни (Херсонес, Крым, близ Севастополя).

Вернувшись в Киев, он первым делом крестит своих 12 сыновей. И затем 1/14 августа призывает весь город выйти ко Днепру для принятия крещения. Практически все население города, десятки тысяч людей крестились в этот день!

Этот день мы вспоминаем и празднуем сегодня. Ибо это есть день благословения Русского народа.

Как когда-то Бог благословил Авраама и в нем всех верующих всех времен и народов, так и в этот день посредством святого равноапостольного великого князя Владимира Бог благословляет русских людей.

Это наш день, день России, день рождения святой Руси.

Вскоре князь Владимир, в крещении Василий, сочетается законным браком с царицей Анной, дочерью Византийского императора Романа II и единственной сестрой правящего императора Василия II.

Таким образом, Русь в лице князя Владимира перенимает Божию благодать от Византии.

Интересно, что еврейское и христианское имя Анна буквально и означает «благодать, милость Божия». То есть, Владимир, можно сказать, в буквальном смысле обручается с «благодатию Божией», Анной.

Само имя Владимир, «владыка мира», синонимично имени Василий, «царь, царствующий». Владимир в крещении получает имя Василия, имя императора Византии.

В этом мы также можем увидеть некое указание Божие на будущее величие России как страны, носительницы Православной веры.

Далее потребовалось 6 веков, и в 1589 году Россия получает своего первого патриарха (Иова) и становится канонически равной среди прочих кафедр, занимая 5 место в списке после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской.

Учитывая, что территории древних кафедр в это время находятся под властью турок, можно говорить о том, что Россия с этого момента становится истинным оплотом и фундаментом Православия.

Подтверждением об излиянии обильной Божией благодати на Россию являются скорби, изливаемые на нашу державу и количество русских святых.

«Кого люблю, того и наказываю» - говорит Господь (Откр. 3:19, Евр.12:6).

Монголо-татарское иго, непрестанные войны, периоды голода и неурожаев… Святые благоверные князья и княгини, святители, преподобные, Христа ради юродивые, целые сонмы русских святых пополняют единую святую соборную и апостольскую Церковь.

В 20 веке Россия принесла миру столько мучеников и исповедников веры, сколько их не было с первых веков христианства.

Теперь вновь строятся храмы, звучат призывом на молитву колокола, восстанавливаются монастыри и ранее разрушенные обители.

Теперь мы восстанавливаем нашу подлинную историю.

Мы вновь осознаем свою миссию в мире, свою историческую задачу.

Мир живет только милостью Божией и изливающейся благодатью.

Пока течет молитва, пока есть горячие сердца, любящие Бога и молящиеся за народ, мир будет жить, и враг не одолеет его.

Однако не будем наивными. Где благодать, там, как тень, говорят отцы, следует и враг рода человеческого.

Поэтому в этот день, так исторически сложилось, выносится на поклонение Честное Древо Животворящего Креста Господня.

Крест – наше укрепление в борьбе, наше оружие и сила.

Враг боится Креста, ибо на Нем Господь одержал над ним победу.

Накладывая на себя крестное знамение, мы тем самым каждый раз говорим врагу о его поражении и о победе Христа.

Это еще и день семи мучеников Маккавейских, примера великого мужества и стойкости за веру.

И начало Успенского поста, о чем мы скажем отдельно.

В нашем храме накануне будет совершена славословная утреня с чином поклонения Животворящему Кресту и в сам праздник - Божественная литургия.

 

Приводим ниже историю происхождения праздника происхождения (изнесения) Честных Древ и историю мучеников Маккавеев.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы,

творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1/14 августа 988 года.

В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1/14 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1/14 августа совершается после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Мученики Маккавеи.

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием.

Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете.

Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь.

Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом».

Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония.

Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу.

Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы».

Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери.

Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду.

Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом.

Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной».

Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их».

Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши.

Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев.

Седьмому же, самому младшему, мать их, святая Соломония, сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими».

После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя.




14
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr