Эверест покаяния или стояние Марии Египетской

Эверест покаяния или стояние Марии Египетской

Вершина вершин – Эверест. Клочки белых облаков далеко внизу, а выше только раскрывающая свои объятия синева - небо. Мечта всякого альпиниста. Здесь царит мир и глубокая тишина. Выше нет. Вершина мира.

Вершина покаяния – четверг 5 седмицы Великого поста – стояние Марии Египетской. В среду вечером на богослужении утрени вся церковь единодушно внимает покаянному плачу преподобного Андрея, архиепископа Критского, словам и образам его Великого канона, прочитываемого в этот день целиком, а также беспрецедентному подвигу покаяния преподобной Марии, своей жизнью достигшей Эвереста ПОКАЯНИЯ.

Старец Зосима, умудренный годами и аскетическим опытом, иеромонах одного из Иорданских монастырей по традиции на время Великого поста удаляется в пустыню для сугубого подвига и молитвы.

С детских лет подвизался старец в посте и молитве.

И пришел ему помысел: «Есть ли на земле монах, могущий оказать мне пользу и передать мне нечто новое, такой вид подвига, которого я не знаю и не совершил? Сыщется ли среди любомудрых пустыни муж, превосходящий меня жизнью или созерцанием»?

Очень возжелал старец увидеть такого мужа. С такой мыслью и отправляется он в пустыню.

Перейдя Иордан и удалившись на несколько дней пути от всякого человеческого жилища, он встречает подвижницу, несомненно, превосходящую его подвигом и созерцанием.

Пред ней он падает ниц и просит ее благословения.

Она падает ниц и просит его благословения, называя его при этом по имени и указывая на его сан пресвитера.

Это повергает его в еще больший ужас и благоговейный трепет. Впервые увидев его, она уже знает всю его жизнь.

Наконец, после долгих уговоров, она благословляет старца.

Как говорится в Священном Писании: «без всякого же прекословия, меньший благословляется большим» (Евр.7:7).

Встав на молитву и воздевая руки к небу, преподобная на локоть поднимается от земли.

Старца смущают помыслы, но она успокаивает его.

История нам хорошо известна.

Мария рассказывает старцу свою жизнь, сначала до покаяния.

Затем резкий поворот в ее жизни: метанойя.

Изменение помысла, следствием которого становится изменение всей ее жизни.

Удаление в пустыню и восхождение к вершинам покаяния.

Первые 17 лет в пустыне она борется с блудными помыслами, атаковавшими ее, несмотря на практически полное воздержание в пище и питие.

Тело ее иссохло от непрерывного поста в течение первых месяцев или года, однако брань не утихала в течение долгих лет.

«Брань наша не против крови и плоти» (Еф. 6:12) - говорит апостол.

Она учится мысленной брани, «пленяя всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).

Еще 30 лет подвига умного делания, пока, наконец, не обретается устойчивый мир сердца, Эверест покаяния.

Она просит старца причастить ее на следующий год неподалеку от его монастыря в день Тайной Вечери.

Они встречаются через год на берегу Иордана. Преподобная, перекрестив воды, переходит реку яко посуху.

Приняв Божественные Дары, о которых мечтала в течение 48 лет, и, поблагодарив старца, она возвращается в пустыню.

Через год старец приходит на место их первой встречи и находит ее лежащей со сложенными на груди руками. Рядом надпись:

«Похорони, авва Зосима, на сем месте тело смиренной Марии, отдай праху прах, помолившись Господу за меня, преставившуюся в месяц Фармуфи египетский, по-римски именуемый Апрелем, в первый день, в сию самую ночь Страстей Господних, после причастия Божественной и Тайной Вечери».

Пришедший из пустыни лев помогает старцу вырыть могилу.

Старец удивляется, как преподобная смогла проделать путь в 20 дней за столь короткое время. В четверг она была с ним на Иордане, а в пятницу предала дух свой уже здесь, в отдаленной в пустыне.

Целый год ее тело пролежало без погребения, и ничто не повредило ему.

Предав тело земле и вернувшись в монастырь, Зосима поведал эту историю братии. Так она дошла и до нас. С тех пор 1 апреля, 14 апреля по новому стилю, наша Церковь отмечает день памяти преподобной Марии Египетской, и 5 воскресенье Великого поста посвящено ее памяти.

Стояние Марии Египетской является как кульминацией, так и завершением нашего личного покаяния.

«Вот, мы восходим в Иерусалим, - говорит Господь в воскресном Евангелии 5 недели, - и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками» (Мк.10:32).

Покаяние призвано привести нас ко Христу.

Теперь, забывая себя, мы живем Его жизнью.

С Ним проходим каждый шаг Его подвига, стараясь всеми силами сохранить Ему верность.

Распинаем себя с Ним, с Ним воскресаем и с Ним живем вечно!




16
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr