Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Согласно церковному Преданию по достижении Богоизбранной Отроковицей трехлетнего возраста Иоаким и Анна, Ее родители, приводят Ее в храм.

Храм в Иерусалиме в то время был единственным подлинно святым местом на земле, которое избрал Господь, чтобы пребывать Ему среди людей.

Первоначально храм был построен сыном Давида Соломоном почти за тысячу лет до этого события.

При освящении храма в 959 до Р.Х. слава Господня наполнила его, и Господь обещал пребывать в нем вовек, если люди Его будут ходить в истине.

Однако по нечестию царей, священников и народа в 6 веке – 586 г. до Р.Х. - слава Господня покинула храм, как было открыто пророку Иеремии.

Храм был разрушен, Иерусалим разграблен, народ отведен в вавилонский плен.

Однако Бог не оставил Свой народ, дав ему время на покаяние.

Промыслом Божиим в Вавилоне воцаряется Кир, царь Персидский, и отпускает пленников домой восстанавливать разрушенный храм.

Через 70 лет в 516 г. до Р.Х. храм был восстановлен.

По слову пророка Аггея, пророчествовавшего в то время, слава нового храма будет больше, чем у храма Соломона. (Аггей 2:19).

Что мог иметь в виду пророк, произнося эти слова?

Вид у восстановленного храма был весьма скромный: ни золота, ни драгоценных сосудов, ни богатых украшений - как у прежнего храма.

И внешне он уже никогда не достиг былого величия и великолепия.

Однако, слава храма не в золотых украшениях…

Как неоднократно Бог говорил через Своих пророков: «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного…» (Исайя 66:2).

И вот, через 500 лет исполняются слова пророка Аггея: трехлетняя отроковица Мария приближается к ступеням храма, быстро без посторонней помощи восходит по ним и входит в храм. Теперь его слава подлинно

становится больше, чем у храма Соломона, ибо в него вошел «нерукотворный храм», «живой храм», место будущего вселения и в конечном счете вечного пребывания Самого Бога.

Избранная из всех родов, племен и народов - Та, Которую ожидал весь мир, начиная с Адама и Евы - Единая, способная приклонить на милость Неприступного – входит, вселяется в Дом Божий, становясь Сама еще лучшим Храмом.

15 ступеней храма символизируют 15 степеней духовного восхождения.

Им соответствуют 15 псалмов Давида, которые так и названы – степени восхождения.

В праздничные дни священники и левиты, восходя в храм, останавливались на каждой ступени, исполняя соответствующий псалом. Это символизировало духовное приближение к Богу.

Не случайно в книге Псалтыри псалмам восхождения предшествует 118 псалом, олицетворяющий собой Закон.

Завершают же 15 степеней восхождения полиелейные, или иначе, многомилостивые псалмы - 134 и 135, представляющие собой апофеоз радости души, пребывающей с Богом.

Иначе говоря, исполнение Закона приводит к восхождению, духовному возрастанию, и восхождение завершается благодатным пребыванием с Богом и в Боге.

3-х летняя Отроковица, как говорит Предание, сама без видимых усилий восходит, словно взлетает, по этим высочайшим ступеням!

Первосвященник Захария по внушению Святого Духа вводит Ее во Святая Святых, место особого Божиего Присутствия.

10 лет пребывает Отроковица Мария в храме, учась рукоделию, просвещаясь Божественным Писанием и возрастая в молитве.

Многие отцы Церкви усматривают в этом событии и более глубокий таинственный смысл.

Митрополит Антоний Сурожский называет этот праздник иконой, где за видимым сюжетом открывается нечто более значительное.

«С какой глубиной и нежностью, - говорит он, - звучат слова Иоакима и Анны, обращенные к Отроковице:

«Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери, научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога».

То есть подлинное Святое Святых – не место, а область Самого Бога, Сам Бог. И в эти глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания и чистоты вступает Божественное Чадо.

Имя Захарие означает «память Божия». Поэтому можно прочитать и так: Память Божия вводит Чадо во Святая Святых.

«И разве не удивительно после этого, - продолжает он, - что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всего творения Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины…Ее общение с Богом будет расти и расти и, наконец, Она сможет в ответ на Божий призыв произнести Божие Имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей, и вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово».

Этот день – начало молитвенного подвига, начало духовного возрастания Богородицы.

Но разве это не является образом того, к чему призваны и мы?

«Куда нас зовет Господь? - спрашивает митрополит Антоний, и сам дает ответ, - во Святое Святых!»

«Да, мы осквернены, да – наша жизнь порочна, недостойна Бога, но всем доступно покаяние, которое может очистить нас, чтобы и мы могли войти во Святая Святых. С тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца».

Одна из основных тем праздника – радость.

С этого дня на утрене начинают петь катавасию (песнопение) Рождественского канона:

Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

 Перевод: Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.

Для нас в этот день словно загорается Вифлеемская звезда, и мы с ее светом продолжаем дальнейшее шествие по пути Рождественского поста.

Поскольку это двунадесятый Богородичный праздник, то, соответственно, в нашем храме накануне 3 декабря в 17.00 ч. состоится всенощное бдение с литией, в сам праздник две Божественные литургии, ранняя в 6.30 и поздняя в 10.00 ч.

Всех ждем на праздник!




503
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr