Богоявление или Крещение Господне 19 января по новому стилю

Богоявление или Крещение Господне 19 января по новому стилю

«Се Агнец Божий, вземляй грехи мира…» Евангелие от Иоанна

 Можно смело сказать, что Крещение Господне – это один из самых почитаемых русским народом христианских праздников.

Практически во всех монастырях и на всех водоемах, имеющихся при храмах, устраивается «иордань» - большая полынья для погружения. Все имеющиеся в храмах сосуды наполняются водой для освящения. Ибо крещенская вода, как считает народ, самая «сильная», самая целительная.

Мы готовимся к Крещению как предстоящему подвигу.

Церковь прилежно молится.  С вечера 17 января как будто все стихает, служится вседневная Утреня. Утром 18 января как нарастающая волна служатся Царские часы, изобразительны, вечерня с литургией святителя Василия Великого, которая заканчивается Великим освящением воды.

Но это только подготовка. Вечером 18 января служится всенощное бдение праздника Богоявления, а утром 19-го литургия святителя Иоанна Златоуста, и вновь Великое освящение воды. Молитвы, песнопения, молитвы... Кажется, им нет конца.

Кто-то из православных, которые пока не восприняли всю полноту радости всеобщей церковной молитвы, собирается с духом и решается «окунуться».

Кто-то решается пойти в церковь и набрать крещенской воды, постояв часа два или более в очереди на крещенском морозе.

Русский народ любит подвиг. Наверное, без подвига не было бы и русского народа. Ледовое Побоище, Куликовская битва, Народное Ополчение Минина и Пожарского и освобождение Москвы от поляков, Бородино и изгнание Наполеона, наконец, Великая Отечественная. Глядя на историю, понимаешь, что именно в подвиге наш народ вырастает в свою меру.

Многие наши прихожане, впрочем, совершенно не думая о «подвиге», спокойно и благоговейно помолятся на всех вышеперечисленных службах, затем сходят на иордань. Погрузившись в ледяную воду во Имя Отца и Сына и Святого Духа, они далее без всякого шума продолжат свой размеренный и спокойный ритм жизни. И это подвиг еще больший.

Что же представляет собой событие, легшее в основание этого праздника?

Перенесемся мысленно на две тысячи лет назад.

Палестина, Израиль, долина реки Иордан. Некогда славный народ, народ Божий, избранный Богом для особого служения, Израиль, находится в плачевном состоянии. Последние попытки Маккавеев отстоять независимость оказались безуспешными.

Израиль – ничем не примечательная Римская провинция, где действуют римские законы, и правителем является римский подданный – прокуратор. Впрочем, евреем дана некая самостоятельность. Римляне всегда уважали традиции, поэтому и евреям разрешалось следовать своим традициям в отправлении культа и предписаниям их закона, естественно, при условии поклонения римскому императору как владыке вселенной.

Некогда водимый Самим Богом и питаемый небесной манной, ныне уже 400 лет оставленный без пророческого слова, Израиль, а перевод слова – «борющийся с Богом» - медленно угасал.

И вот, наконец, Бог посылает пророка!

В пустыне, то есть пустынной местности, у реки Иордан появляется пророк Иоанн. Он грозно обличает грехи народа и велит всем каяться и креститься, дословно – baptiso – «погружаться в воду» для очищения грехов.

У народа нет сомнения, что Иоанн – пророк. Обличаемые Богом через его слово, они приносят покаяние, входят в воды Иордана и выходят из них очищенными. Иоанн пророчествует, что за ним идет Некто, кто будет их крестить «Духом Святым и огнем».

И вот через некоторое время этот Некто Сам подходит к нему для крещения.

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя. Но Иисус сказал: оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мат. 3:14,15).

Мы уже знаем, что это – Господь. Он безгрешен, и не имел нужды в очищении от грехов. Он пришел на землю для спасения людей.

И вот, Его дело спасения начинается именно с этого момента истории.

Безгрешный, чистый и непорочный Господь входит в иорданские воды, наполненные бесчисленными грехами покаявшихся людей.

Божий свет, давший начало существованию всему миру, просвещает иорданские воды и через них все воды всей земли со всеми грехами всех покаявшихся людей!

Господь выходит из Иордана, и как свидетельствуют евангелисты, Дух Божий сошел на Него в виде голубя, и с неба послышался голос Отца: «сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мат. 3:17).

Пресвятая Троица явила Себя миру.

Евангелист Иоанн более других приоткрывает нам сокрытую тайну этого события.

Словами Иоанна Предтечи он говорит: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 2:29).

Агнец – это однолетний барашек без пятна и порока, который по закону Моисееву приносился в  жертву во оставление грехов. Каявшийся приносил агнца, затем клал руку ему на главу, возлагая таким способом на него свои грехи,  и затем он закалывался в жертву.

Был еще также и козел, на которого также возлагали грехи, но затем отпускали в пустыню – козел отпущения.

Поэтому фактический евангелист Иоанн говорит: вот Он – Искупитель мира. Войдя в воды Иордана, Он взял грехи на Себя, и теперь принесет Себя в жертву Богу.

Никто не заставлял Его «брать грех». Но ради этого Он и пришел. Он являет Себя миру. Он делает то, что только Он один может сделать. Если Он этого не сделает, род человеческий погибнет во грехах. Прекрасное творение Божие – человек – навсегда лишится Света Божьего, радости и блаженства, для которого был создан.

Сын входит в воды. Отец ликует, по-человечески мы могли бы сказать, Он гордится Своим Сыном.

Меру этого подвига представить нам невозможно. Если мы вспомним все свои грехи, затем умножим их на грехи всех людей всех времен и народов, то тогда примерно можем вообразить, сколько взял на Себя Господь.

Дух Божий, тоже выражаясь человеческим языком, спешит навстречу Сыну и любовно осеняет Его.

Подвиг Сына открывает Пресвятую Троицу миру! Сын привлек в этот мир и Отца и Духа. Вот оно – Богоявление!

Крещение онтологически связано с Крестом, крестной смертью Спасителя. И только древнеславянский (из которого - русский) язык это впервые отразил.

Греческий и латинский языки передают это понятие через слово baptiso погружение, тогда как древнеславянский и за ним русский сразу ввели термин – крещение, имеющий корень «крещ», от слова «крест».

То есть, когда русский человек погружается в воду, он понимает, что, омываясь от грехов, он тем самым принимает крест и идет за Христом (на Крест).

Погружение в воды – символ смерти, который во Христе стал символом жизни. И Крест – тоже первоначально символ смерти, Который во Христе стал символом победы и жизни вечной.

В современных языках, следуя за русским, стали менять традиционное baptiso на Christen в значении «крещения».

В храме Иоанна Милостивого возглавит праздничные богослужения настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Швецов, примут участие в праздничных службах все священники храма.

Тропарь, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 4:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

 




62
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr