День памяти: 4/17 сентября

Пророк Моисей – Тора, Декалог, Преображение

Пророк Моисей – Тора, Декалог, Преображение

«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числа 12:3)

Моисей жил примерно 1500 лет до рождения Христа и известен всему миру как вождь и избавитель Израильского народа от Египетского плена, автор Пятикнижия или Торы и Законодатель.

Свое имя он получил от дочери фараона, нашедшей его в корзинке, пущенной по водам реки его матерью, чтобы избавить дитя от смерти.

Перевод имени – «выловленный из воды». Ибо от фараона ранее вышел указ убивать всех младенцев евреев мужского пола.

Волею Промысла мать становится кормилицей собственного сына, а дочь фараона – его приемной матерью.

Всю жизнь Моисея можно разделить на три периода по 40 лет.

Первые сорок лет – дворец фараона, прекрасное образование, «блестящие перспективы» придворной жизни, которыми он не воспользовался.

Далее, после короткого эпизода убийства египтянина, обижающего еврея и бесплодной попытки примирить двух дерущихся израильтян, бегство в пустыню Мадиамскую, и 40 летнее занятие овцеводством при тихой и спокойной семейной жизни.

Жена Сепфора родила сына, и жизнь как будто мирно текла к своему завершению.

Но затем история его жизни делает крутой поворот. Неопалимая Купина, встреча с Богом и Божие повеление вывести народ Божий из Египта. Начинается третий 40 летний период.

Бог открывается человеку, когда человек готов встретить Бога. Пока Моисей был молод, красив, образован и, вероятно, носил в сердце своем честолюбивые замыслы об избавлении своего народа, Бог ему не открывался.

Но когда уже стал немолод, и после сорока лет пастушьей сумки за плечами перестал думать о себе высоко, Бог приходит и меняет всю его жизнь.

«Духовное состояние человека видно по его помыслам», - говорит наш современник, недавно прославленный старец Паисий Святогорец.

Бог говорит ему о его великой миссии избавления Израиля, а он отвечает «Кто я, чтобы идти?». Бог открывает ему Свое сокровенное Имя и дает ему дар чудотворения в подтверждении Своих слов, а он «я косноязычен… пошли другого».

Но Господь посылает именно его, самого кроткого человека на земле, («кроткий» - древнеевр. anayv - «сокрушенный», от корня anah «смотреть (вниз), слушать, быть внимательным») для выполнения самой сложной исторической задачи, имеющей громадное значение для всего человечества.

В недавнем прошлом скромный пастух, а теперь вождь и чудотворец, облеченный силой Божией и харизмой, Моисей выводит порабощенный народ из Египта, поражает всю вражью силу в Чермном море, восходит на гору для Богообщения и приносит всему миру свод нравственного закона, который вложил Сам Творец в основу всего мироздания.

Хочешь жить, соблюдай закон, все просто. Однако нелегко исправить то, что уже искажено грехом. Потребовалось 40 лет странствования в пустыне, чтобы искоренить дух рабства из народа Божьего.

Но и «кротчайший» не избежал греха. Потеряв самообладание от ропота недовольного народа, сделал не совсем так, как повелел Господь. Господь сказал: «Скажи камню, и потекут воды». А Моисей, разгневавшись на непослушный народ, дважды ударил по камню жезлом. Воды потекли, однако пророку путь в землю обетованную закрылся.

Думается, это произошло не без Промысла Божьего.

Сейчас мы знаем, что «закон - детоводитель ко Христу». Задача закона или исполнения заповедей - привести нас к нашей «земле обетованной» или Царствию Небесному, однако вход в Него мы можем совершить только Иисусом Христом.

Символично, что вхождение в землю обетованную тоже совершил Иисус, только Иисус Навин.

Пятикнижие заканчивается восхождением Моисея на гору Нево. С высоты горы он смотрит на прекрасные долины, где «течет молоко и мед». Он видит землю, которую Господь обещал дать Аврааму, Исааку и Иакову и в которую сам он шел 40 лет. Но войти ему туда не суждено.

Через полторы тысячи лет мы вновь встречаемся с Моисеем, теперь уже на горе Фавор. Вместе с пророком Илией он беседует со Христом. «У Бога все живы». О чем они беседуют?

Можем предположить, что перед их взором Царствие Небесное, в которое Христу предстоит ввести человеческий род, подготовленный к этому моменту времени Законом в лице Моисея и пророками в лице Илии. Они видят прекрасные долины, где «течет молоко и мед…»

Однако нужно пройти через агонию смерти и даже Богоставленности, через совершенное обнищание Личности. Но это как раз то, ради чего Сын Божий пришел на землю.

И опять требуется совершенная кротость для выполнения самой грандиозной задачи в истории человечества!

Подобно Моисею мы слышим: «пронеси чашу эту мимо Меня» Марк 14:36. Но и опять подобно ему – готовность и решительность исполнить волю Божию.

Много есть прекрасных качеств, говорят святые отцы, но совершенство христианской жизни в смирении (Сербский старец архимандрит Фаддей Витовницкий).

«Научитесь от Меня, - говорит Господь, - ибо Я кроток и смирен сердцем».

Смирение и кротость есть самое большое богатство у пророка, которого мы сегодня вспоминаем.

Поэтому попросим его святых молитв, чтобы нам научиться понимать, насколько смирение драгоценно, и учиться ему.

А сподобит ли нас Господь на великие дела? Это Его дело.




246
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr