Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Пути Господни: р.Б. Павла, духовное чадо схиигумена Саввы (Остапенко)

Пути Господни: р.Б. Павла, духовное чадо схиигумена Саввы (Остапенко)

Пути Господни: р.Б. Павла, духовное чадо схиигумена Саввы (Остапенко)

Павла Иосифовна родилась в марте 1929 года в Белоруссии, ей довелось пережить тяжелое военное детство. Ее мать, Мария, была глубоко верующим человеком и смогла напитать своих детей «от источника воды живой».Обязательно возила всех в церковь, причащались с детства.

Павла Иосифовна вспоминала: «Мама была верующая, начитанная, грамотная. Писали на неё, заявляли на маму, что верующая была, что поёт псалмы, «портит» детей, ходит церковь. Мама говорит: «Пою — не плачу. В своей хате пою. А что детей попортила?! Мои дети по судам не ходят». У мамы 6 человек детей — три сына, три дочери. Я — пятая, а шестой после меня братик ещё. И все верующие».

Из воспоминаний сестры милосердия О.: «Зашла к Павле. Говорили о маме, послушании.

-Как так маму не слушаться? Что мама сказала, то закон. У нас всё было по заповедям…».

—Павла, а как это по заповедям?

-Ну то, что нельзя, то нельзя. И привела пример по псалмам. В этом «нельзя» не было магического страха или фарисейского следования букве закона. А была основательность, чувствовалось, что это основа жизни – камень, на котором строится жизнь семьи и её собственная. Стержень и фундамент — страх Божий, в котором благоговение и доверие, основанные на понимании величия и славы Божией. Другое измерение жизни!»

«Мы не слышали никогда плохого слова, « чёрное» слово никто ни разу не произнес в нашей семье. Вот такая была мама. Не божилась, не клялась, не ругалась. Посмотрит строго глазами на нас с братиком(он на два года младше меня) и ругать нас не станет — было не за что. Мы с ним дружно жили, он поменьше меня — как я, так и он, как я, так и он… Мама покормит, закроет нас, и пошла в церковь до обеда…»

Из воспоминаний сестры милосердия З.: «Вчера перед Евангельским занятием на полчасика зашла к Павле. Та сразу узнала, обрадовалась, поругала по-доброму, что давно не была. Такая тихая, мягкая, добрая. Рассказывала, что как-то мама с утра на завтрак напекла горку пышных, ноздреватых блинов на Масленицу. Каждому по блину, выходишь в сени, а там бадья с замёрзшей колодезной водой, разобьешь ковшом, черпнешь, напьешься. Вода сахарная, ледяная… и идёшь работать. Ее мирный, спокойный дух коснулся и меня, так стало хорошо и спокойно».

Когда в деревне закрыли ближнюю церковь, ходили за пять километров, потом закрыли и эту, стали ходить в храм за восемнадцать километров. Мама Павлы Иосифовны была подвижницей. Когда ходить стало далеко, она отлучалась в церковь редко, но на целый день. Брала в руки посох, штакетину, оставляла Павлу с маленьким братом Кузьмой и шла в храм Божий. Возвращалась к детям сильной, наполненной благодатью. Дома принимала странников. Всегда и во всем был порядок.

***
На Бога во всем уповала,
Без молитвы ни дня не жила,
О смерти всегда размышляла,
И так побеждала врага.

Земное ни во что вменяла,
Обиды прощала всегда.
Обидчиков хлебом питала
И говорила: Господь им Судья.

Псалтирь по умершим читала,
За то богомолкой слыла,
И нищими дом наполняла,
Сама небогато жила.

Великих дел не совершала,
Себе лишь хозяйкой была.
За человека себя не считала,
Но ты человеком была.

Ты, верю, в раю пребываешь
И славишь там Бога Отца,
За то, что Христа возлюбила
И любила Его до конца.

Папа Иосиф до последнего дня трудился, в руках всегда был топор. Умер от сердечного приступа, сильно страдая. Везли на телеге восемнадцать километров до больницы, помощи не оказали, лег в больнице в угол и отошел ко Господу. Мама пережила отца на десять лет. Умерла в семьдесят девять. Чудом Божьим Павла попала домой попрощаться с мамой, проводить ее по-христиански. Была весна, нашла в городе священника, перед смертью мама исповедалась, причастилась Святых Даров. Они с сестрой прямо на кровати вынесли ее попрощаться в сад, где цвели яблони. Отец Савва, узнав о маме, взял ее заочно в духовные чада.

Из воспоминаний сестры милосердия О: «Подошла к Павле поздороваться. Она так вдохновенно говорила про чудеса — вот яблоко висит на дереве, большое, красивое. А палочка, по которой всё это протекает, вон какая маленькая, тоненькая — это Божье чудо! Яблоко сладкое. Откуда эта сладость? В земле этой сладости нет. Я как человек «образованный» успела уже подумать про солнце, фотосинтез и пр. Но это всё не составляет реальную картину мира — для Павлы эта сладость, притекающая по маленькой палочке — чудо Божье! Удивительное такое видение мира как Божье творение!»

Павла — хороший, добрый, не любящий празднословия человек, но с требовательным характером.

Из воспоминаний сестры милосердия З: «Диалог с Павлой, прям как эпизод из

« Поллианны». Принесла куриный суп. Курочку специально варила долго-долго. Захожу после службы, а она говорит: «Готовить ты не умеешь, курица жесткая и не такая, как раньше. А бульон никакой». И так радостно. Обняла её, взяла за руки. Пообещала в следующий раз варить дольше. Говорили, смеялись».

 В 1951 году Павла переехала жить в Гатчину. Там работала на заводе токарем, затем машинистом компрессионной станции до пенсии. В Гатчинском соборе Святого апостола Павла читала на службах и пела на клиросе 40 лет. Замужем не была.

Из воспоминаний сестры милосердия З: «Вчера была в богадельне. Перед службой зашла на второе отделение, думала почитать акафист. А Павла говорит, читай правило ко Причастию. Читала правило. Как будто Павла узнала, что я правило дома читала в спешке, невнимательно…» 

В молодости Павла услышала от прихожанки фразу: «Кто в Печорах не бывал, тот святых не видал». Послушалась, поехала в Печоры, и с тех пор стала регулярно там бывать. Милостью Божьей Павла обрела в монастыре духовника – схиигумена Савву (Остапенко), и с 1954 по 1980 год Павла часто ездила в Псково-Печерский монастырь к духовном отцу. Бережно хранила в памяти все, что было связано с отцом Саввой и другими духоносными отцами, населяющими монастырь.

Из рассказа Павлы Иосифовны: «Как-то поехала в Печоры. А там надпись: «Пещеры, созданные Богом», и сколько учёные ни думали, сколько ни измеряли, что там с песком. Так ничего не объяснили. Обычный песок, а никакого запаха, потому что Бог так создал. Приехала туда одна, села на скамейку, сумочку рядом поставила, а ко мне трое подошли. И говорят: «Отдавай, иначе мы тебя…» А я отвечаю: «Господи, Иисусе Христе, спаси меня. Пресвятой Николай, спаси меня. Пресвятая Троице, спаси меня». И они ушли…»

***
Я Спасителя молила,
Чтоб не оставил Он меня,
Чтобы в помощь для спасенья
Дал духовного отца.

Чтобы он руководил мною,
Врагов злодейства разорил,
И молитвою своей
спас от вражиих сетей.

А я слабыми стопами
иду по шаткому пути.
Его духовными мольбами
Ты, Господь, меня спаси.

Веры крепкой не имею
И молиться не умею,
Духовный помоги отец,
Стать в ряд избранных овец.

Да тобой руководима
Достигну Горнего Иерусалима,
Со всеми купно воспою
Там песнь победную Царю.

В Покровскую богадельню при храме прмч. Андрея Критского Павла попала в 2010 году по состоянию здоровья, а после неудачного падения во время временного переезда и перелома шейки бедра так и осталась лежачей вплоть до своей кончины 12 октября 2023 года.

Из воспоминаний сестры милосердия Е: «Сегодня после трапезы разносила хлеб из Псково-Печерского монастыря по отделениям и решила Павле отнести сама, понимая , как она обрадуется … вы бы видели ее лицо ! Она вся засветилась ! Говорит: «Это Савва ко мне пришёл!» Очень обрадовалась, для неё это весточка из любимого и дорогого сердцу места… Мне не удалось быстро уйти … около 40 минут Павла рассказывала мне про ее жизнь в Печорах… это удивительно. Она застала святого преподобного Симеона Псково-Печерского. Все прихожане, прежде чем идти на Литургию, сначала получали благословение у старца Симеона, а потом уже шли на Литургию … и рассказывала, конечно, про своего любимого духовника игумена Савву, читала стихи, которые сама сочинила. Очень хорошие стихи. А у меня было ощущение, что вот она сейчас соединяет меня с тем миром и теми людьми, о которых я знаю, читаю, но с которыми в этой жизни никогда не увижусь, но с помощью ее рассказа могу соединиться с ними сердцем в Духе… Потом говорили о глубинных вещах, что тоже меня удивило, как будто нет возраста ни у меня, ни у неё , что мы в одном каком то поле на одной волне и частоте без времени и без возраста … как будто вечность уже началась здесь и сейчас … очень благодарна Господу за эту встречу с совсем другой Павлой и за любовь между нами …»

Павла Иосифовна терпеливо несла тяжкий крест болезни. Находясь в ясном сознании, однообразность быта прикованного к постели человека скрашивалась для Павлы постоянным обращением к Богу, молитвой по четкам и чтением Святого Евангелия.

Из воспоминаний сестры богадельни Г.: «Читала вчера покаянный канон на втором отделении. Так волнительно, когда молишься не один, а с кем-то! Слова молитвы читаются и проживаются совсем по-другому. На середине канона Людмила С. молча, чтобы не прерывать молитву, сделала мне замечание, мол, неправильно крест кладёшь,  показала, как надо, и бдительно следила за мной до конца чтения. Спросила у Павлы, слышно ли им чтение, сказала, что слышно, но не все слова. А сегодня она меня удивила! Прихожу их будить, поздравляю с 8 марта, Павла надуто ворчит, что это, мол, за праздник, нет такого в Православии, кто это его только придумал, и все в таком духе, а когда закончили все процедуры, вдруг неожиданно: «С праздником!», — и рассмеялась! И в одно мгновение из ворчливой старухи преобразилась в милую веселую, смеющуюся бабулечку с озорными глазами! Как же тепло и радостно стало! Я впервые видела смеющуюся Павлу!»

Для Павлы Иосифовны неиссякаемой радостью и трудом оставалась молитва. Павла жила молитвой, вела непрекращающуюся борьбу с помыслами. Читала Евангелие, днем было проще, а ночью — война, брань. Когда было очень тяжело, бежала мысленно в Печоры, в пещеры к отцу Савве и слышала от него: «Не соизволяю». Потом к тате и маме в деревню. Было жалко себя, а когда вспоминалась жизнь таты и мамы, становилось стыдно за нытье.

Из воспоминаний сестры милосердия З: «Спонтанно собралась и поехала к Павле. Говорили и наговориться не могли. О даре любви, о молитве, о побуждении себя выбирать быть со Христом. Давала практические советы. Просто сидели, взявшись за руки, и так было хорошо. Я Павлу ощущаю как близкую подругу. Помолились. Рассказала о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, теплые воспоминания, как пела в хоре. Сожалеет, что мало делала добрых дел. А потом спрашиваю ее:

-А у тебя бывает, что ты чувствуешь себя лучше других? И что делаешь?

— Бывает, особенно ночью, когда одолевают всякие мысли. Перевожу мысль на Христа и читаю Иисусову молитву.

Связь между духовным отцом и чадом не прерывается даже по смерти, подтверждение тому – свидетельство одной сестры Покровской богадельни. Как-то сестра попала в затруднительную ситуацию и, проходя мимо Павлы Иосифовны, попросила ее святых молитв для разрешения затруднения, на что Павла ответила, что, мол, «сама молиться-то не умеет, но попросит сейчас схиигумена Савву помолиться». Каково же было удивление сестры, когда ситуация через пять минут благополучно разрешилась.

Из воспоминаний сестры милосердия З: «До службы пообщались с Павлой. Рассказала о своей последней встрече с духовным отцом схиигуменом Саввой. Приехала в Печоры, к батюшке не пускают. Стоит у двери, вдруг какой-то человек подхватил ее, и она оказалась наверху, а напротив сидит отец Савва. Говорит ему: «Батюшка, скорбей много.» «Скорби грехи попаляют, потерпи, пройдут»,- сказал ей батюшка. Павла сразу спустилась вниз, приехала домой, а недельки через две и вопрос решился, разменяла жилье. Помнит все до мелочей».

Из разговора с Павлой Иосифовной: «Главное смысл-то какой? Спасение… Главный смысл какой? Чтоб не попасть в ад, а попасть в рай, к Богу. Другого места нет. Наша жизнь — это подготовка к будущей жизни, а ты идешь к будущей жизни до смерти. После смерти куда пойдешь? Будешь Евангелие читать, будешь знать: Царствие Небесное берется трудами. Попробуй быть верующей среди неверующих. А надо… Мы, верующие, в советское время терпели гонения, притеснения, унижения. Даже боялись крестик носить. У меня заметили, и подсказывают: «У тебя видно».  А я говорю: «Я не прячу». Носить хорошо, попробуй висеть на кресте. Думаешь ты об этом? Евангелие — наше спасение. Читай Евангелие, там все написано…»

Текст: Анастасия Адамова, Галина Сизова, Ярослава Попович

Оцените
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх