Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

17 сентября – день памяти святого настоятеля храма прмч. Андрея Критского, свщмч. Сергия (Дружинина)

17 сентября – день памяти святого настоятеля храма прмч. Андрея Критского, свщмч. Сергия (Дружинина)

В октябре 1981 года свщмч. Сергий (Дружинин), епископ Нарвский, был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью заграницей, а в марте 2020-го причислен к числу Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Что мы знаем о последних годах его жизни?

С 1920-го по 1930-ый год архимандрит Сергий, а затем епископ Сергий (Дружинин) служил в нашем храме прмч. Андрея Критского в Сергиево.

Епископ Сергий (Дружинин) был арестован 7 декабря 1930 года в доме Мельникова на станции Володарской. Архипастыря поместили в Дом предварительного заключения на Шпалерной улице, 8 октября 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила его к пяти годам лишения свободы по обвинению в «участии в контрреволюционной монархической церковной организации» (статьи 58-10, 58-11 УК РСФСР), в Обвинительном заключении Владыку характеризовали как одного из основных руководителей указанной выше организации. На допросах епископ Сергий подробно рассказывал свою биографию, не скрывая свои симпатии к Великим князьям и императору Николаю II. Его прямота и откровенность на допросах поражали даже следователей. Один из них признавался, что Владыка вызывает у него уважение, потому что прямо говорит: “Я не верю вам. Счастливой жизни на земле вы без Бога не построите”.

После вынесения приговора епископ Сергий находился в Ярославском политизоляторе особого назначения, а 21 января 1935-го был переведен в Москву, в больницу Бутырской тюрьмы. 26 апреля того же года Владыка был возвращен на прежнее место, в Ярославль, в характеристике на архипастыря начальник тюрьмы отмечал: «За время пребывания Дружинина в Ярославском политизоляторе за таковым ничего предосудительного установлено не было, его поведение было в политизоляторе удовлетворительное, это объясняется весьма возможно тем, что Дружинин слаб здоровьем». Однако немощного архиерея не освободили, 7 октября 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР постановило отправить его в ссылку в Марийскую автономную область на три года.

5 декабря 1935 года епископ Сергий прибыл в Йошкар-Олу. На новом месте он должен был устраиваться самостоятельно — искать жилье и средства к существованию. О том, насколько тяжело ему приходилось, можно судить по письмам в Политический Красный Крест, адресованным Екатерине Павловне Пешковой (супруге писателя Максима Горького). В одном из них, написанном в августе 1936-го, значилось: «Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, не забыл вашу доброту. …Не будет ли милости вашей к безродному болящему старику. Помню вашу доброту, когда я лежал в вашей больнице, меня вы очень успокаивали, как родного сына тогда держали. Я теперь очень нуждаюсь во всем. Не будет ли милости, помогите мне, нищий Е. Сергий Дружинин». В следующем письме Владыка упоминает о своей встрече с епископом Марийским Авраамием (Чурилиным), благодаря которому ему удалось поселиться в доме бывшей послушницы Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря Анны Михайловны Комелиной: «Прислали меня сюда на три года, но, видно, еще Господь ко мне милостив. Дала мне уголок одна бедная монашенка, и вот за мной она ухаживает. Я сам ничего не могу, руки мои мне служат плохо. На дороге меня всего обобрали, и я чуть не замерз без одежды теплой. Спасибо, нашлись добрые люди и проводили меня до церкви. А случайно я встретил в Казани епископа Авраамия, который ехал в Архангельск в ссылку из этого города, и он мне дал адресат. Вот потому я и добрался, а то бы валялся где-нибудь, как замерзлый чурбан. Ну, будь на все Господня Воля».

В ссылке владыка Сергий вел уединенный образ жизни, иногда получал с оказией весточки и посылки от своих добрых знакомых и духовных чад. Одна из бывших прихожанок прислала Владыке антиминс и облачение, архипастырь совершал богослужения на дому. Местное население чтило его как святого старца, Владыку посещали жители города, верующие из различных районов Марийской автономной области, непоминающие из Кировской области, а с начала 1936 года стали приезжать духовные чада из Ленинграда. В апреле 1936 года Владыку навестила пенсионерка Екатерина Аверьяновна Киселева, которая через Красный Крест узнала адрес своего духовного отца.

Нередко посещали архипастыря и священнослужители, главным образом отошедшие от митрополита Сергия. Владыка поддерживал связь с единомысленным ему епископом Иларионом (Бельским), проживавшим в ссылке в Козьмодемьянске, духовными советами его пользовался и служивший в селе Уртминское Яранского района Кировской области бывший насельник Мироносицкой пустыни архимандрит Иннокентий (Куледин). В сохранившемся письме батюшки владыке Сергию читаем: «Владыка святой, прошу ваших святых молитв грешный ар. Иннокентий. Ваше Преосвященство, в чем вы больше нуждаетесь, я вам помогу. <…> Служебное я вам достану, или что нужно шить, тоже сошьем. <…> Мне хочется самому очень побывать, но никак нельзя, время нет. Если Богу угодно будет, то после праздника буду, если вы будете здоровы и сохранит вас Господь и Сама Царица Небесная. Владыко Святый, много есть вопросов … потому что живем – самовольничаем и самочинничаем. <…> Нельзя ли как вам побывать к нам, я бы послал к вам лошадь. <…> Простите, святый Владыка, что я вас этим письмом побеспокоил. К кому нам теперь обращаться, мы голодаем без наставников. Прошу простите и благословите. Грешный ваш послушник арх. Иннокентий. Посылаю маленькую лепту 30 р. Простите».

Постепенно над епископом Сергием стали «сгущаться тучи». Богослужения, в которых принимали участие проживавшие в Йошкар-Оле бывшие насельницы Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря, горожане и крестьяне из ближних деревень, рассматривались властями как собрания «контрреволюционеров». 7 сентября 1937 года Владыка был арестован и заключен в Йошкар-Олинскую тюрьму за «организацию и руководство контрреволюционной группой». Епископ Сергий был допрошен один раз, в день ареста, в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал. 11 сентября 1937 года тройка НКВД по МАССР вынесла свой приговор, всего по делу проходили 19 человек. Епископа Сергия (Дружинина), ссыльного иеромонаха Харитона (Пойдо), монахиню Антонину (Шахматову), послушницу Анастасию Задворных, мирянку Евдокию Стародубцеву приговорили к расстрелу, бывших насельниц Богородице-Сергиева монастыря монахиню Поликсению (Шихалееву), послушниц Иустину Бажину, Веру Бахтину, Параскеву Грязину, Ирину Зиновьеву, Акилину Кожевникову, Марфу Кожевникову, Анну Комелину, Марию Портных, Екатерину Шарикову, Стефаниду Шарнину, Екатерину Шарыгину, Анну Ямщикову – к 10 годам лагерей, мирянку Марию Булыгину — к 8 годам заключения. Расстрельный приговор был приведен в исполнение 17 сентября, точное место погребения владыки Сергия и убиенных вместе с ним в настоящее время неизвестно. В 1989 году епископ Сергий (Дружинин) был реабилитирован, а затем прославлен в лике святых. Память священномученика Сергия (Дружинина) празднуется 17 сентября.

Жизненный подвиг Владыки, похожий на многие судьбы архипастырей того непростого, исповеднического времени, является примером исполнения евангельских слов Спасителя, заповедавшего до конца претерпевать выпавшие в жизни испытания, и может послужить в назидание всем нам, современным христианам.

Л. Ямолова, Ю. Ерошкин
опубликовано в журнале «Мироносицкий вестник». 2020. №8.

1/5 - (1 голос)
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх