Богоявление или крещение Господне 19 января по новому стилю
Се Агнец Божий, вземляй грехи мира… Евангелие от Иоанна
Можно смело сказать, что Крещение Господне – это один из самых почитаемых русским народом христианских праздников.
Практически во всех монастырях и на всех водоемах, имеющихся при храмах, устраивается «иордань» — большая полынья для погружения. Все имеющиеся в храмах сосуды наполняются водой для освящения. Ибо крещенская вода, как считает народ, самая «сильная», самая целительная.
Мы готовимся к Крещению как предстоящему подвигу.
Церковь прилежно молится.
С вечера 17 января как будто все стихает, служится вседневная вечерня и утреня.
Утром 18 января как нарастающая волна служатся Царские часы, изобразительны, вечерня с литургией святителя Василия Великого, которая заканчивается Великим освящением воды.
Но это только подготовка.
Вечером 18 января служится всенощное бдение праздника Богоявления, а утром 19-го литургия святителя Иоанна Златоуста, и вновь Великое освящение воды.
Молитвы, песнопения, молитвы… Кажется, им нет конца.
Кто-то из православных, пока не воспринявших всю полноту радости и благодати всеобщей церковной молитвы, в эти дни собирается с духом и решается «окунуться».
Кто-то принимает решение пойти в церковь и набрать крещенской воды, постояв часа два или более в очереди на крещенском морозе.
Русский народ любит подвиг.
Наверное, без подвига не было бы и русского народа.
Ледовое Побоище, Куликовская битва, народное ополчение Минина и Пожарского и взятие Москвы, Бородино, наконец, Великая Отечественная, Курская Дуга и многие другие славные битвы.
Глядя на историю, понимаешь, что именно в подвиге наш народ вырастает в свою меру.
Многие наши прихожане, впрочем, совершенно не думая о «подвиге», спокойно и мирно помолятся на всех вышеперечисленных службах, затем сходят на иордань. Погрузившись в ледяную воду во Имя Отца и Сына и Святого Духа, они далее без всякого шума продолжат свой размеренный и спокойный ритм жизни. Это подвиг еще больший.
Однако, что же представляет собой событие, которое легло в основание этого праздника?
Перенесемся мысленно на две тысячи лет назад.
Палестина, Израиль, долина реки Иордан. Некогда славный народ, народ Божий, избранный Богом для особого служения, Израиль, находится в плачевном состоянии. Последние попытки Маккавеев отстоять независимость оказались безуспешными.
Израиль – ничем не примечательная Римская провинция, где действуют римские законы, и правителем является римский подданный – прокуратор.
Впрочем, евреем дана некая самостоятельность. Римляне всегда уважали традиции, поэтому и евреям разрешалось следовать своим традициям в отправлении культа и предписаниям их закона, естественно, при условии поклонения римскому императору как владыке вселенной.
Некогда водимый Самим Богом и питаемый небесной манной, ныне 400 лет оставленный без пророческого слова, Израиль (перевод слова – «борющийся с Богом»), медленно угасал.
Но вот, наконец, Бог посылает пророка!
В пустыне, то есть пустынной местности, у реки Иордан появляется пророк Иоанн. Он грозно обличает грехи народа и велит всем каяться и креститься, дословно – baptiso – «погружаться в воду» для очищения грехов.
У народа нет сомнения, что Иоанн – пророк. Обличаемые Богом через его слово, они приносят покаяние, входят в воды Иордана и выходят из них обновленными. Иоанн пророчествует, что за ним идет Некто, кто будет их крестить «Духом Святым и огнем».
И вот через некоторое время этот Некто Сам подходит к нему для крещения.
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя.
Но Иисус сказал: оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду.
Тогда Иоанн допускает Его» (Мат. 3:14,15).
Мы уже знаем, что это – Господь. Он безгрешен, и не имел нужды в очищении от грехов. Он пришел на землю для спасения людей.
И вот, Его выход на служение людям начинается именно с этого момента истории, с 30 года новой эры, 6 января по старому стилю.
Безгрешный, чистый и непорочный Господь входит в иорданские воды, наполненные бесчисленными грехами покаявшихся людей.
Божий свет, давший начало существованию всему миру, просвещает иорданские воды и через них все воды всей земли, очищая таким образом все грехи всех покаявшихся людей!
Господь выходит из Иордана, и как свидетельствуют евангелисты, Дух Божий сошел на Него в виде голубя, и с неба послышался голос Отца: «сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мат. 3:17).
Пресвятая Троица явила Себя миру.
Евангелист Иоанн более других приоткрывает нам сокрытую тайну этого события.
Словами Иоанна Предтечи он говорит: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 2:29).
Агнец – это однолетний барашек без пятна и порока, который по закону Моисееву приносился в жертву во оставление грехов.
Кающийся грешник приносил агнца к священнику, клал руку на голову невинному животному, передавая свои грехи, и затем агнец закалывался. Грехи, таким образом, прощались человеку.
Поэтому фактически евангелист Иоанн говорит: вот Он – Искупитель мира. Войдя в воды Иордана, Он подобно агнцу взял грехи человечества на Себя, и теперь принесет Себя в жертву Богу.
Никто не заставлял Его «брать грех». Но ради этого Он и пришел. Он являет Себя миру. Он делает то, что только Он один может сделать. Если Он этого не сделает, род человеческий погибнет во грехах. Прекрасное творение Божие – человек – навсегда лишится Света Божьего, радости и блаженства, для которого был создан.
Сын входит в воды. Отец открывает Себя в голосе, сходящем с неба, по-человечески мы могли бы сказать, Он гордится Своим Сыном.
Меру этого подвига представить нам невозможно. Если мы вспомним все свои грехи, затем умножим их на грехи всех людей всех времен и народов, то тогда примерно можем вообразить, сколько взял на Себя Господь.
Дух Божий, тоже выражаясь человеческим языком, радостно спешит навстречу Сыну и любовно осеняет Его, сходя с неба в виде голубя.
Подвиг Сына открывает нам Пресвятую Троицу, тайну, которую не могут постичь и ангелы! Сын привлекает в этот мир и Отца и Духа. Вот оно – Богоявление!
Крещение онтологически связано с Крестом, крестной смертью Спасителя. И только древнеславянский язык (и за ним русский) это в точности передает.
Греческий и латинский языки передают это явление словом baptiso погружение, тогда как древнеславянский и за ним русский сразу отразили его словом «крещение», имеющее корень «крещ», производное от «крест».
То есть, когда русский человек погружается в воду, он понимает, что, омываясь от грехов, он тем самым принимает крест и, становясь христианином, идет за Христом (то есть, на Крест).
Мы можем, по-хорошему, гордиться своим языком!
Погружение в воды – символ смерти, но во Христе это становится символом жизни.
И голгофский Крест, также первоначально символ смерти, во Христе становится символом победы и жизни вечной.
В храме Иоанна Милостивого возглавит праздничные богослужения настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Швецов, примут участие в праздничных службах все священники храма.
Тропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на
имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.
0 комментариев