Фома неверующий versus Фома верующий
Апостол Фома, ученик Христов, личность неординарная…
Фома неверующий, имя нарицательное, которое означает человека с недоверием относящегося к поступающей информации, даже когда она носит явный для всех характер.
Имя Фома еврейского происхождения, по-гречески, Дидим, по-русски Близнец, происходит от глагола «разделять пополам». Поэтому, по сути, имя Фома может значить «разделенный надвое» и указывать не на наличие двух одинаковых людей, а на двойственный характер человека.
В этом своем значении это имя может быть применимо и ко всем нам. Ибо общее наше заболевание – отсутствие целостности.
Посмотрим на прочих апостолов. Перед восхождением в Иерусалим Господь говорит ученикам о предстоящих страданиях, смерти и воскресении.
«Но они ничего из этого не поняли» (Лк.18:34).
«Ибо сердце их было окаменено» (Мк. 6:52).
Вот она, причина неверия.
Три года Господь был с учениками, сила Божия, проявляющаяся в исцелении больных и изгнании бесов, совершалась их руками, они были очищены через Слово Божие, они многое знали и многое понимали, но они, тем не менее, оставались невосприимчивыми к чему-то самому главному. Сердце оставалось глухо.
Также часто происходит и с нами. Мы как будто многое знаем и понимаем, и как будто верим, и даже учим других, но сердце глухо и точно так же остается невосприимчивым к чему-то самому главному.
Раздвоенность, нецелостность — болезнь века сего, началась с Адама и Евы, когда они потеряли свою целостность, покорившись врагу человеческому.
Как ее вернуть? Трудно.
И апостолам было нелегко.
Вот воскрес Господь. Явился Марии Магдалине, они не верят.
Явился двоим по пути из Иерусалима в Еммаус. Сомневаются.
Явился апостолам. Фомы при этом явлении не было. Фома не верит. Всем своим существом он хочет в это поверить, он жаждет этой веры, но при этом говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).
Вот она раздвоенность, она внутри нас, и она в нас остается до тех пор, пока Господь не соединит нас в единое целое!
Замечателен эпизод о прибежавших ко гробу Петре и Иоанне.
Мария Магдалина сказала им, что гроб пуст, и они сразу помчались туда. Иоанн прибежал первым, но не вошел во гроб. За ним Петр. Входит в пещеру, видит пелены и плат, лежащий отдельно, удивляется, недоумевает… И вот за ним со страхом входит Иоанн. «И увидел, и уверовал» (Ин.20:8).
Как уверовал, что произошло? Господь еще не явился видимым образом. Петр еще не верит, только дивится.
Однако это чудо веры присуще всем верующим, мы знаем о нем опытно.
То же произошло и с Фомой, но несколько иным образом.
Подлинная вера и есть обретение целостности.
Фома хочет всем своим существом, всеми чувствами познать, что Господь реально воскрес. Одного знания от других ему недостаточно. Он страдает, и уже давно, от этой своей раздвоенности. Он и знает, и не знает, и верит, и не верит. Реальные муки.
Наконец, по восьми дней, когда и Фома был вместе со всеми, Господь вновь является ученикам. «Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда…и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27).
Вот он – звездный час апостола Фомы! Вера, живая, горячая, пламенная, входит в сердце. Из раздвоенного, сомневающегося он становится цельным и верующим.
И невольно вырывается из груди: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28).
К апостолу Иоанну Господь подобным же образом вошел в сердце в пещере.
Входящий в сердце Господь делает нас целыми и подлинно верующими.
С этого момента, как у апостола Фомы, так и у нас, ныне живущих и уверовавших подобным образом, начинается новая история, новая жизнь.
Жизнь целостная, полностью преданная Самому Прекрасному, Что только есть, Источнику бытия, Богу.
Текст: диак. Алексий Ноговицын
#PokrovHram #ПокровХрам #PokrovHramSpb #ПокровХрамСПб
0 комментариев