Григорий Богослов
«Как земля, привязан я к здешней жизни, как частица Божественного, ношу на груди любовь к жизни будущей» ( Песнопения таинственные. Слово 7. О душе )
Святая Церковь среди сонма святых имеет только трех отцов, которым дано имя Богослова: апостол и евангелист Иоанн Богослов (I век), Григорий Богослов (IV век) и Симеон Новый Богослов (X – начало XI века).
Отличие этих святых отцов мы находим в том, что, будучи тайнозрителями Пресвятой Троицы, они нашли слова и образы, способные в какой-то мере выразить невыразимое. Бого-слов, Тео-лог, во-первых, знающий Бога, видящий Его, насколько это возможно человеку, и, во-вторых, нашедший слова и выражения для описания того, что превышает не только все слова, которыми мы пользуемся, но и весь разум всего человечества.
Чему мы можем поучиться у святителя Григория Богослова?
Одно из его высказываний предостерегает нас. Он говорит, что приближаться к Богу небезопасно. Сначала необходимо очищение от грубых страстей, и лишь затем богомыслие.
Он приводит образ Моисея, беседующего с Богом на горе.
Моисей во мраке горы наедине с Богом, ниже Аарон, еще ниже учителя народа, рядом с горой народ Божий, а неверы вдали от горы. Бог – огонь поядающий, и только святое может приблизиться к святому, не потерпев вреда.
Поэтому наша церковь и учит нас, прежде всего, пути очищения от страстей. Службы, исповедь, Причастие, постные дни, периоды постов, — все это направлено на очищение, и является совершенно необходимым условием для приближения к Богу.
И в этом деле «всего лучше соблюдать меру, — пишет святитель, — а чрезмерность хуже всего». (Песнопения таинственные. Слово 4).
«И то признак целомудрия, знать меру своей жизни» — говорит он в Девятом Слове «О человеческой добродетели».
Мы приближаемся к Великому посту. Ко всему великому и значительному в жизни необходимо подготовиться.
«Уготовихся и не смутихся» — говорит псалмопевец (Царь и пророк Давид).
Свою меру мы познаем опытно. И мера наша меняется со временем. Поэтому необходимо внимание и самонаблюдение.
«То я низок, то опять превыспрен. Едва лишь сделаю несколько шагов вперед, тотчас следует падение» (Слово 9).
Как мы можем видеть, и сам святитель опытно познавал свою меру.
Но, обретя ее и познав Бога, он мог сказать: «Христос – мое дыхание, моя сила, мое чудное богатство».
Но к этому «чудному богатству» призваны и все мы. И оно не за горами. Оно преподается нам на каждой Божественной литургии.
И сегодня… Приходите… И принимайте богатство неизреченное, которое превыше всех богатств!
0 комментариев