Собор вселенских учителей и святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Васлилие, Григорий, Иоанне,
достойная вселенская триодь,
в единой мере свет Богопознанья,
и в каждом сердце солнечный Господь.
Василий — пастырь подлинно великий,
Григорий — убеленный Богослов,
владыка Иоанн, в молитве тихий,
источник золотой премудрых слов.
Вы — Церкви торжествующее знамя,
вы — тишина и обаянье роз,
живой огонь, любви небесной пламя
и всепобеждающий Христос.
Тот, кого любишь, всегда лучше всех.
Все трое святителей были великих светом, просвещающим мир и наполняющим души людей вдохновением, духовной красотой и любовью к Богу.
Поэтому нет ничего удивительного, что у каждого из них было много последователей и преданных учеников.
Человек, живущий более внешним, естественно прилепляется к внешнему. Так часто мы перенимаем у тех, кого любим, манеру разговора, походку, какие-то особые жесты и положения.
Человек, стремящийся жить духовно, старается перенять духовное. Внешне он остается самим собой, но внутренне все более и более просвещается светом, которой один для всех, и имя которому Господь.
Когда умаляется внутреннее и на первый план выходит внешнее, естественно появляются разделения.
«Да будут все едино», молится Господь за своих учеников всех времен и народов незадолго до своих крестных страданий.
Но уже в ранней церкви мы наблюдаем: « Я Кифов, я Павлов, я Апполосов…»
Яркая личность, просвещенная светом Божиим, оставляет за собой яркий свет.
Когда человек подлинно живет Христом и ходит в Его свете, нет, и не может быть никаких разделений. Он видит только Христа во всех и в каждом.
Но когда человек более живет своим образом о Боге, чем самим Богом, возникают подобные недоразумения.
К 11 веку одни христиане называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами, причем каждые ставили именно своего учителя на первое место.
Тогда, наконец, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, сообщив ему о своем равном достоинстве перед Богом, повелели установить им один праздник.
Эта история может иметь отношение и к нам.
И в наше время могут возникать подобные разделения.
Поэтому собор святителей напоминает нам: когда мы вместе, мы сила, и церковь стоит крепко.
Когда распри, ссоры, разногласия, далеко ли до беды?
«Разделяй и властвуй» – принцип врага человеческого.
О единстве церкви мы молимся за каждой литургией.
Константинопольская, Александрийская, Элладская поместные церкви прямо на наших глазах, уже в 21 веке, пошли по пути примирения с расколом.
Римская ушла в раскол в 11 веке.
Святители утверждают единство.
Поэтому этот день, этот праздник особенно актуален в наши тревожные дни.
В нашем храме накануне 11 февраля в 17.00 – полиелейная утреня.
12 февраля в 10.00 Божественная литургия. Соборное богослужение во главе с настоятелем протоиереем Валерием Швецовым.
0 комментариев