Страстная седмица
«Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися…»
Во Святую и Великую Субботу на Литургии поется вместо Херувимской песни.
Закончилась святая Четыредесятница, время сугубого личного покаяния. Теперь все наши взоры устремлены на Царя царей. Каждое Его слово, каждое действие – целый мир, в который мы входим и погружаемся.
Как способны мы сопереживать близкому нам человеку, его радости – наши радости, его огорчения – наши огорчения, так, и в гораздо большей степени, душа христианская сопереживает своему Господу в Его пути на Голгофу.
Невозможно объять эти семь дней никаким писанием, тем более отразить в короткой статье.
Сами Евангелисты уделяют этим дням значительную часть своего повествования, Лука 1/5 часть своего Евангелия, Матфей ¼, Марк 1/3 и Иоанн ½, то есть половину Евангелия!
Они стараются максимально осветить каждый шаг Господа, каждое Его движение, ибо все наполнено величайшим смыслом.
Попробуем отметить основные вехи Его пути.
Великий понедельник.
День, как и в нашей Церкви, так и в иудейской традиции, начинается с вечера. Итак, в воскресенье Господь входит на осляти в Иерусалим. Ближе к вечеру входит в храм. Что Он видит? Оживленная торговля, размен денег… Храм Божий – место торговли и ростовщичества.
Первое действие Господа, и это уже великий понедельник, очищение храма! С этого начинается Его путь на Голгофу!
Храм – это, по мысли святых отцов, наше сердце. И ему нехорошо быть местом торговли, местом блуждающих и беспорядочных помыслов. Поэтому его нужно привести в порядок. Дать возможность в него войти Господу и его очистить.
Второе действие Господа — к бесплодной смоковнице. Не нашел Он у нее плодов, сказал ей слово, и она засохла.
Бесплодная смоковница – символ Израиля.
Каких плодов искал Господь у Своего народа? Покаяния, любви, веры, кротости, воздержания…
Израиль отличался от других народов знанием Бога и благочестием. Ему был дан Закон, к нему посылались пророки, объясняющие ему, как надо жить и какова воля Божия.
И вот, одни листья, одно внешнее благочестие, сердце же далеко от Бога.
Поэтому отвергает Господь такой народ.
Великий вторник.
Господь в храме. Он еще и еще раз показывает учителям и законникам, что они не знают Его.
Он рассказывает им притчу о злых виноградарях. Виноградник – древний символ Израиля, хорошо известный учителям Закона. Нелегко им это слышать.
Саддукеи пытаются состязаться с Ним, приводя пример жены, у которой один за другим умерли семь мужей. Господь сокрушает их умопостроение цитатой из Пятикнижия, той книги, которую те почитали, тем самым приводя их в молчание.
Его пытаются поймать на слове: давать подать кесарю, или не давать. Скажет, давать, значит, враг народа. Скажет не давать, значит, не слушается властей. Но Господь и их приводит в изумление. «Кесарю кесарево, а Божие – Богу».
Наконец, Его спросили о первой заповеди в Законе. Первая, значит, главная, на которой весь Закон, от которой идут все остальные.
«Шема Израэль, слушай, Израиль, — восклицает Господь, давайте постараемся услышать и мы, — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…и ближнего твоего как самого себя» (Мф.22:37). Сердце ищет Господь, а не жертвы и всесожжения.
И замолчали иудеи.
Тогда Господь обращается к народу и ученикам. Он открывает им истину о Себе, уже не в притчах, а прямо.
«Я свет, пришел в мир» (Ин.12:46).
«Веруйте в свет, и будете сынами света» (Ин.12:36).
Он говорит о смерти и воскресении, о Втором пришествии и грядущих бедствиях.
«О дне же том и часе никто не знает…» (Мф.24:36).
«Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать сих будущих бедствий» (Лк.21:36).
Вот нам ответ на вопрос, что нам делать, когда приходят в мир неожиданные «поветрия».
Бодрствуйте, значит, храните мир, будьте мирны и спокойны, не принимайте зла и беспокойства. Молитесь, значит, любите Бога и друг друга, в первую очередь.
И опять Господь говорит о плодах. Притчи о талантах, о 10 девах, об овцах и козлищах. Любовь выражается плодами любви.
И подвиг девства вменяется в ничто, если не находится доброго слова и живого участия в скорби другого человека…
И весь суд состоит только в том, была ли проявлена любовь и сострадание к ближнему.
Великая среда.
Заговор иудеев, предательство Иуды. И с другой стороны, грешница, помазавшая ноги Христа миром.
Ученик, живший рядом с Учителем и учившийся у Него три года, имеет своим плодом алчное, озлобленное и каменное сердце.
Грешница, не видевшая света, проводившая ранее жизнь греховную, открывает свое сердце бесконечной Любви, обретает прощение и подлинную Жизнь.
Есть над чем задуматься.
На богослужении в этот день заканчиваются молитвы Ефрема Сирина, и заканчивается стихословиться Псалтырь.
Великий четверг.
Все верные причащаются в этот день, ибо в этот день установлено таинство Евхаристии. Господь в Сионской горнице совершает Пасху с учениками.
Господь умывает ноги ученикам. Тот, Которому служат силы небесные, слово Которого сотворило мир видимый и невидимый, Царь вселенной, берет полотенце, умывальницу, склоняется перед Своими учениками, моет им ноги и вытирает. Он моет ноги и Своему предателю, зная, что тот в этот же вечер предаст его иудеям.
Господь преломляет хлеб, дает ученикам, дает также и чашу, не исключает он и предателя.
Иуда причастился…
Поэтому и возглашает диакон или священник перед Причастием народа: «Со страхом Божиим и верою приступите!»
Великая пятница.
Ночью моление о чаше в Гефсиманском саду.
«И был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44). Ученики отягчены сном.
Допрос у первосвященника Анны, ночное судилище синедриона у Каиафы, отречение Петра…
Суд у Пилата, предательство народа, «кровь Его на нас и на детях наших», бичевание, несение Креста, распятие…
Господь на Кресте, между небом и землей, обнимает весь мир, принимает в Свои объятия каждого, обращающегося к Нему.
«Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34). Его убивают, Он молится за них.
«Сойди с Креста и уверуем» (Мф.27:42) — смеются иудеи.
Не знают они, что Он может это сделать! Но не таков Его план. Его план – сокрушить главу «змия», древнего обольстителя рода человеческого, и сокрушить саму смерть.
«Свершилось! И преклонив главу, предал дух» Ин.19:30.
У Креста стояли мать, Мария, Иоанн, ученик… Прочие апостолы… О них не говорится.
Тайный ученик Никодим и Иосиф Аримафейский испросили тело Христа у Пилата и, обвив пленами с ароматами, положили в новом гробе.
Начиналась суббота, день великий, ибо в этот день отмечалась пасха иудейская.
Великой субботой заканчивается и страстная седмица.
В этот день раньше крестились все, кто в течение поста готовился к принятию святого Крещения.
Это день молчания и ожидания.
Мы ждем воскресения Христова, ждем Пасху!
Около 3 часов дня ждем схождения благодатного огня в Храме Гроба Господня.
Мы готовимся к встрече, готовимся сами пережить чудо Христова воскресения.
Святые отцы говорят, что путь в Царство Небесное лежит через Крест. Кто не умирает со Христом, распинаясь за каждую Его заповедь, тот и не восходит на Небеса.
Поэтому, вступая в эту седмицу, осознаем, что Крест – это и наш путь … и вершина этого пути — Светлое Христово Воскресенье!
0 комментариев