Святая великомученица Варвара
Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском.
Город находится примерно в 100 км к северу от Дамаска в горах на высоте более 1000 метров над уровнем моря.
Её отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Полный титул императора: Марк Авре́лий Вале́рий Максимиа́н Герку́лий, годы правления 285 – 310 гг.
Название города переводится с греческого как «город солнца».
Имя отца Диоскор – «сын Зевса».
А имя Варвара значит «дикарка» или «варварка».
В третьем веке этот город наверняка был солнечным и красивым.
Варвара была единственной дочерью богатого и знатного вельможи.
Она была красива и умна.
Жизнь ее, казалось, будет безоблачной и счастливой.
Отец любил свою дочь, и чтобы оградить ее юную красоту от посторонних глаз, построил для нее башню, в которой для нее были устроены уютные помещения.
Почему ее назвали Варварой или Дикаркой?
Возможно, за ее необыкновенную красоту.
Может быть, за какую-то инаковость. Ибо слово «варвара» могло еще значить — иная, не такая как все.
Как мы сможем увидеть, Варвара и в самом деле оказалась иной, не такой, как все.
Как повествует свт. Димитрий Ростовский, с высоты своей башни она смотрела на окружающий мир.
Мы помним, что город был в горах. А с высоты башни вид на окружающий мир, вероятно, был совершенно необыкновенным.
Кто был в горах, знает, что на уровне выше 1000 метров до облаков — рукой подать, они кажутся рядом.
Небо – рядом.
Необыкновенно живописные картины неба мы можем наблюдать во время восхода и захода солнца.
А ночью огромные и бесчисленные звезды напоминают нам о бесконечности миров.
У человека, по свидетельству святых отцов, помимо физических глаз, существуют еще и духовные.
И подлинно мы можем видеть красоту только тогда, когда смотрят именно духовные очи. Тогда эта красота нас радует и вдохновляет, воспламеняя сердце любовью.
Однако если духовные очи плотно сжаты, никакая красота не может привести к взыгранию сердца.
Иван Ильин, философ русского зарубежья, в своих воспоминаниях пишет, как в детстве он любил смотреть на небо, на плывущие облака, на птиц. Как при этом его сердце наполнялось необыкновенным чувством красоты и вдохновения.
Великая княжна Ольга Романова, дочь святого страстотерпца царя Николая и царицы Александры, также часто любила думать о небе.
Когда царские дети играли в игру по загадыванию слов, она почти всегда загадывала что-нибудь небесное: облака, небо, дождь и т. д.
Когда мама, царица Александра, спросила, почему она загадывает все время про небо, Ольга ответила, что когда думает о небе, ей становится как-то светло и хорошо на сердце.
Итак, красота окружающего мира находила живой отклик в юной душе Варвары.
Живое сердце чует Бога. Она начинает задумываться, кто есть Тот, Кто сотворил этот мир.
Вопросы начинают подниматься в ее душе. Она чувствует величие Творца, но Кто Он? Есть ли у Него имя?
16 лет. Отец считает, пришла пора выдавать замуж свою красавицу.
Однако она и думать об этом не хочет. Ее занимают совершенно иные вопросы.
Время еще есть, решает отец и удаляется из города по своим делам.
Он разрешает Варваре выходить из дома, считая, что немного переусердствовал в ее изоляции.
Бог же, просветивший сердце Варвары при ее созерцании красоты мира, но еще не познанный ею, легко и просто устроил все необходимое для ее спасения.
В городе ей встретились христиане. Они поведали ей об истинном Боге, Создателе мира, о Сыне Божием, Спасителе мира, о Троице единосущной и нераздельной.
Промыслительно в город под видом купца приходит пресвитер, и вскоре Варвара принимает святое крещение.
Теперь сердце ее преисполнено радости и любви.
Отец в свое отсутствие приказал работникам построить новую красивую баню и сделать в ней два окна.
Варвара убедила их сделать три окна в воспоминание Пресвятой Троицы.
Возвращается Диоскор.
Юная Варвара, сияющая счастьем, скорей желает поведать ему об открывшейся ей истине.
Однако отец, видя только непослушание и сумасбродство в своей дочери, пылает гневом, выхватывает меч…
Варвара в ужасе убегает. Но далеко ли убежит юная серна от разъяренного гепарда?
Варвара упирается в скалу… И вдруг, скала расступается, пропускает бегущую девицу, и закрывается за ней.
Диоскор, ничего не понимая, ищет беглянку в окрестностях. Видит двух пастухов, спрашивает о девице.
Один говорит: не видел.
Другой показывает на отдаленную пещеру.
По свидетельству агиографа Димитрия Ростовского этот другой немедленно превращается в каменный столп.
Диоскор находит Варвару, жестоко избивает и отдает на расправу правителю Мартиану, говоря, что это теперь не его дочь, и пусть он делает с ней, что хочет.
Начинается исповеднический подвиг.
Унижения, издевательства, изощренные пытки.
Видя мужество и непоколебимую веру Варвары, к ней присоединяется девица Иулиания.
Теперь их истязают двоих.
Господь приходит ночью в темницу и исцеляет их раны.
Все более и более людей, видя их мужество и чудесные исцеления, обращаются к истинному Богу.
Варвару приводят в капище Аполлона, где она словом сокрушает всех идолов языческого храма.
Еще больше людей приходят к вере.
Наконец, обессилевший правитель, видя волнение народа и опасаясь, как бы не случились возмущение и мятеж, отдает приказ об усечении их мечом.
Менее 10 лет остается до Миланского эдикта 313 года, когда гонения прекратятся.
Эти последние звезды исповеднического подвига – святые Екатерина, Варвара, Параскева – показывают нам с необычайной силой, какой может быть любовь ко Христу!
Христос, по слову апостола Павла, неизменен.
Он и сегодня Тот же, что и во времена Варвары. Его любовь к человеку не перестает и не оскудевает.
Дело за нами!
Святая великомученице Варваро, научи нас любви небесной и моли Бога о нас!
0 комментариев