Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском.

Город находится примерно в 100 км к северу от Дамаска в горах на высоте более 1000 метров над уровнем моря.

Её отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Полный титул императора: Марк Авре́лий Вале́рий Максимиа́н Герку́лий, годы правления 285 – 310 гг.

Название города переводится с греческого как «город солнца».

Имя отца Диоскор – «сын Зевса».

А имя Варвара значит «дикарка» или «варварка».

В третьем веке этот город наверняка был солнечным и красивым.

Варвара была единственной дочерью богатого и знатного вельможи.

Она была красива и умна.

Жизнь ее, казалось, будет безоблачной и счастливой.

Отец любил свою дочь, и чтобы оградить ее юную красоту от посторонних глаз, построил для нее башню, в которой для нее были устроены уютные помещения.

Почему ее назвали Варварой или Дикаркой?

Возможно, за ее необыкновенную красоту.

Может быть, за какую-то инаковость. Ибо слово «варвара» могло еще значить — иная, не такая как все.

Как мы сможем увидеть, Варвара и в самом деле оказалась иной, не такой, как все.

Как повествует свт. Димитрий Ростовский, с высоты своей башни она смотрела на окружающий мир.

Мы помним, что город был в горах. А с высоты башни вид на окружающий мир, вероятно, был совершенно необыкновенным.

Кто был в горах, знает, что на уровне выше 1000 метров до облаков — рукой подать, они кажутся рядом.

Небо – рядом.

Необыкновенно живописные картины неба мы можем наблюдать во время восхода и захода солнца.

А ночью огромные и бесчисленные звезды напоминают нам о бесконечности миров.

У человека, по свидетельству святых отцов, помимо физических глаз, существуют еще и духовные.

И подлинно мы можем видеть красоту только тогда, когда смотрят именно духовные очи. Тогда эта красота нас радует и вдохновляет, воспламеняя сердце любовью.

Однако если духовные очи плотно сжаты, никакая красота не может привести к взыгранию сердца.

Иван Ильин, философ русского зарубежья, в своих воспоминаниях пишет, как в детстве он любил смотреть на небо, на плывущие облака, на птиц. Как при этом его сердце наполнялось необыкновенным чувством красоты и вдохновения.

Великая княжна Ольга Романова, дочь святого страстотерпца царя Николая и царицы Александры, также часто любила думать о небе.

Когда царские дети играли в игру по загадыванию слов, она почти всегда загадывала что-нибудь небесное: облака, небо, дождь и т. д.

Когда мама, царица Александра, спросила, почему она загадывает все время про небо, Ольга ответила, что когда думает о небе, ей становится как-то светло и хорошо на сердце.

Итак, красота окружающего мира находила живой отклик в юной душе Варвары.

Живое сердце чует Бога. Она начинает задумываться, кто есть Тот, Кто сотворил этот мир.

Вопросы начинают подниматься в ее душе. Она чувствует величие Творца, но Кто Он? Есть ли у Него имя?

16 лет. Отец считает, пришла пора выдавать замуж свою красавицу.

Однако она и думать об этом не хочет. Ее занимают совершенно иные вопросы.

Время еще есть, решает отец и удаляется из города по своим делам.

Он разрешает Варваре выходить из дома, считая, что немного переусердствовал в ее изоляции.

Бог же, просветивший сердце Варвары при ее созерцании красоты мира, но еще не познанный ею, легко и просто устроил все необходимое для ее спасения.

В городе ей встретились христиане. Они поведали ей об истинном Боге, Создателе мира, о Сыне Божием, Спасителе мира, о Троице единосущной и нераздельной.

Промыслительно в город под видом купца приходит пресвитер, и вскоре Варвара принимает святое крещение.

Теперь сердце ее преисполнено радости и любви.

Отец в свое отсутствие приказал работникам построить новую красивую баню и сделать в ней два окна.

Варвара убедила их сделать три окна в воспоминание Пресвятой Троицы.

Возвращается Диоскор.

Юная Варвара, сияющая счастьем, скорей желает поведать ему об открывшейся ей истине.

Однако отец, видя только непослушание и сумасбродство в своей дочери, пылает гневом, выхватывает меч…

Варвара в ужасе убегает. Но далеко ли убежит юная серна от разъяренного гепарда?

Варвара упирается в скалу… И вдруг, скала расступается, пропускает бегущую девицу, и закрывается за ней.

Диоскор, ничего не понимая, ищет беглянку в окрестностях. Видит двух пастухов, спрашивает о девице.

Один говорит: не видел.

Другой показывает на отдаленную пещеру.

По свидетельству агиографа Димитрия Ростовского этот другой немедленно превращается в каменный столп.

Диоскор находит Варвару, жестоко избивает и отдает на расправу правителю Мартиану, говоря, что это теперь не его дочь, и пусть он делает с ней, что хочет.

Начинается исповеднический подвиг.

Унижения, издевательства, изощренные пытки.

Видя мужество и непоколебимую веру Варвары, к ней присоединяется девица Иулиания.

Теперь их истязают двоих.

Господь приходит ночью в темницу и исцеляет их раны.

Все более и более людей, видя их мужество и чудесные исцеления, обращаются к истинному Богу.

Варвару приводят в капище Аполлона, где она словом сокрушает всех идолов языческого храма.

Еще больше людей приходят к вере.

Наконец, обессилевший правитель, видя волнение народа и опасаясь, как бы не случились возмущение и мятеж, отдает приказ об усечении их мечом.

Менее 10 лет остается до Миланского эдикта 313 года, когда гонения прекратятся.

Эти последние звезды исповеднического подвига – святые Екатерина, Варвара, Параскева – показывают нам с необычайной силой, какой может быть любовь ко Христу!

Христос, по слову апостола Павла, неизменен.

Он и сегодня Тот же, что и во времена Варвары. Его любовь к человеку не перестает и не оскудевает.

Дело за нами!

Святая великомученице Варваро, научи нас любви небесной и моли Бога о нас!

Оцените
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх