Проповедь о воскрешении сына наинской вдовы и о почитании икон
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы прослушали Евангельское повествование о том, как Господь воскресил сына вдовы из города Наина. Господь шел со множеством народа и учениками в город Наин, и, когда подошел к вратам этого города, то из города выходила погребальная процессия, ибо хоронили за пределами городских стен и это была женщина, которая потеряла и мужа и своего единородного сына.
То есть мы видим образ предельного человеческого горя. Когда-то она была молодой и соединила свою жизнь с молодым человеком и они стали одним целым. И видимо любили друг друга нежно и чисто. И вот от этой любви родился сын и наверно они думали о том, что этот сын успокоит их в старости, даст им возможность радоваться и иметь твердую опору уже в пожилые их годы жизни.
Но вот она теряет свою первую любовь и после этого теряет и свою последнюю надежду — сына своего единородного. Конечно, сердце ее разрывается от горя и Господь, видя это, тоже, пронзается жалостью к ней. По-славянски говорится «Господь милосердствовал к ней», а по-русски можно просто сказать «сжалился над ней».
И Господь всегда ходит в центре наших страданий, Он желает, как будто бы испить их все. Он, как человек, не отстраняется от нашей боли и скорби и принимает эту боль и скорбь, как свои. И он кладет свою руку на одр и все правильно понимают этот знак — процессия останавливается. И Он не говорит этой вдове, потерявшей своего единственного сына какие-то общие слова утешения, что это, мол, общая судьба всех людей, что твой сын воскреснет в последний день и так далее.
Он совершает то, что должна всегда совершать любовь. Он говорит: «Юноша, своим державным словом говорю тебе, встань!». И юноша встает и начинает разговаривать, и Он отдает его, его матери. Вот так и мы должны всегда утешать других, утешать не своим , каким-то словом и душевным участием, но понимать, что утешить может по настоящему только Господь.
И поэтому, когда мы с Богом, то мы и можем быть тогда любовью Бога, состраданием Бога, утешением Бога для других людей. И тогда наши слова, которые мы находим, они становятся утешителем, они исполняются любовью, благодатью, состраданием Бога к человеку иному. И поэтому дай Бог нам всегда молиться и быть внутренне связанным с Господом. Ибо когда мы с Богом мы можем быть для других утешением и помощью.
Ну и конечно же нам это Евангелие указывает на то, что там где Бог там и помощь, там и радость, там и свет, там и утешение. И потому дай Бог и нам всегда помнить заповедь основную Евангельскую: «Ищите Царствия Божьего, все остальное вам приложится» — говорит Господь. Не отнимется, а именно приложится, поэтому дай Бог нам искать Бога, искать Бога именно во внутреннем измерении своей жизни, внутри себя, ибо Царство Божье открывается внутри души человека.
И когда мы молимся, когда мы совершаем всё во славу Божью в своей жизни, когда мы занимаемся богомыслием — все это есть внутренняя связь с Богом, это есть все то, что нас с Ним сдруживает и сближает и дай Бог, чтобы так было всегда. И тогда мы будем пребывать в утешении и радости и можем быть тогда утешителями и несущими радость и свет другим людям, пребывающим в скорби, болезни и в каком-то большом горе.
И сегодня мы ещё поминаем память Отцов седьмого Вселенского Собора, этот собор прошёл в 767 году в городе Никее. И, как говорят Святые Отцы, что догмат о иконопочитании, который был утвержден на этом соборе — это есть печать над всеми другими догматами. Почему? Да просто потому, что этот догмат об иконно почитании утверждает истину Боговоплощения. А это значит, что тот, кто был безначальным, начинается, рождается в этой временной жизни, кто был не ограничен, входит в ограниченные условия нашего существования, кто был невидимым для нас, становится видимым, потому что принимает плоть человеческую и кто был недоступным для нас, становится доступным и осязаемым. И через это мы и утверждаемся в этой простой истине, что Бог станет человеком для нашего спасения.
И сам Господь подтверждает истинность этого догмата о Богопочитании, ибо Он когда получил письмо от эдесского царя Авгаря, — а царь Авгарь болел неизлечимым заболеванием, может это была проказа или что-то подобное этому заболеванию кожному, — он послал своего художника Ананию с тем, чтобы он передал письмо Спасителю, содержащую просьбу об исцелении и нарисовал бы на доске Его Лик. И Анания смог передать Спасителю это письмо и запечатлел Его Лик на доске, а сам Спаситель взял еще убрус и, омыв Свое лицо, отер им Его и на этом убрусе запечатлелся Нерукотворенный Образ Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
И Господь написал несколько строк этому царю эдесскому Авгарю и написал о том, что к нему придет Апостол Филипп и исцелит его окончательно. И когда он получил это письмо и образ сей, то он действительно почувствовал облегчение. Апостол Филипп, помолившись над ним, окончательно исцелил его от этой болезни. И вот мы имеем несколько вот таких Нерукотроворенных Образов, которые сохранились и один их них находится в Северной Италии в городе Генуя.
Поэтому сам Господь как бы дает нам подтверждение истинности почитания святых икон. А что такое святые иконы? Иконы — это Богомыслие в красках, икона — это есть некая духовная красота, которая пленяет нас и вот Федор Михайлович Достоевский прямо и говорил, что именно эта красота спасет мир, имея ввиду духовную красоту, красоту церкви Божьей, красоту икон святых.
И каждая икона для нас ведь — окно в духовный мир, ибо честь воздаваемая иконе, переходит на первообраз и, часто, глядя на иконы, мы убеждаемся в истинности Горнего мира. А один православный богослов сказал так, что, мол, глядя на икону Андрея Рублева, я понимаю, что Бог есть. И Бог это – Любовь, это – радость, это – мир. И мне больше не нужно никаких других доказательств о бытии Божественном. И трудно представить, что было бы с нашей Родиной Россией, если бы мы не имели наших икон, Нерукотворного Спаса, храмов и крестов на боевых знаменах наших войск, которые побеждали с этим знамением победы.
Если бы не было у нас чудотворных икон Божьей Матери: Владимирской, Казанской, Тихвинской, Почаевской и иных, ибо это все – океан любви Божьей, которая изливается нам из Горнего мира в наш мир. Это все милость Божья и мы понимаем, мы это чувствуем, никто не отходит от икон тощ и не услышан, не исполненным мира и благ духовных, в первую очередь.
И мы знаем, что священник, когда кадит иконы, совершает каждение в храме, то он заканчивает обязательно это каждение икон, каждением предстоящего народа , этим как бы знаменуя то, что каждый из нас – тоже есть образ Божий. Каждый из нас, по-гречески – образ Божий – икона и дай Бог, чтобы мы вырастали в меру своего величия, чтобы мы тоже являли в мир духовную красоту этого образа Божьего, которым мы являемся, чтобы в нас тоже прозябали богочеловеческие добродетели – это и есть духовная красота. И дай Бог, чтобы ее являли в мир, чтобы мы были для этого мира Божьей любовью, Божьим состраданием и милосердием. Аминь.
0 комментариев