Александр Невский — это победа!
Дни памяти: 23 мая/5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 30 августа/12 сентября (Перенесение мощей), 23 ноября/6 декабря
Когда мы думаем об Александре Невском, перед нашими глазами, как правило, предстает образ героя. Мы вспоминаем Невскую Битву, Ледовое Побоище, победы над шведами, немцами и литовцами. Александр Невский не знал поражений на поле битвы, поэтому имя его четко ассоциируется у нас с понятием победы.
Тщательная продуманность боевых действий, стремительность атаки и несокрушимый боевой дух — отличительные черты великого князя и его дружины в боевых операциях. Его можно назвать гением боевого искусства, ибо, где появлялся Александр, там не случалось поражения.
Но давайте, обратим внимание на внутренний мир нашего героя. Чему посвящено его сердце, о чем его думы, в чем его чаяния, надежды и мечты?
Здесь, войдя во внутреннее святилище духа, мы можем увидеть тихий свет, который близок всем, живущим истиной и правдой.
Благоверный великий князь Александр живет именно этим светом веры, веры отцов и дедов, веры Православной. Он живет служением своему народу, народу Святой Руси и чает свободы, свободы от всех врагов и внутренней свободы Царствия Небесного.
В день своего предка великого князя Владимира, крестителя Руси, 15 июля 1240 года, при небесном заступничестве царственных первомучеников российских Бориса и Глеба Александр сокрушает значительно превосходящие по численности силы шведских крестоносцев на реке Неве. И это не просто военная победа, это победа Православия над латинством, «яко с нами Бог» — слова князя своим воином перед началом атаки. Шведы шли на Русь с целью обращения ее в латинскую веру.
Новая волна папской экспансии, меченосцы Fraters Militae Christi de Livonia, объединившиеся с Тевтонским Орденом, взяли Псков, построили крепость Копорье и вошли в Новгордские пределы.
Новгородцы, отказавшиеся было от княжения Александра, опять бьют ему челом, прося о помощи. И милостивый князь, прощая их, как молния со своей дружиной освобождает Копорье, берет Псков и готовится к решающей битве на Чудском озере.
Символично, боевой порядок рыцарей Тевтонского Ордена, имеющий клинообразную форму, назывался «свиньей». Свинья, как мы знаем из Писания, считалась нечистым животным. И эта мощь, движущаяся на Русскую землю при участии римских епископов и благословении папы Римского, была полностью разбита.
1242- 1245 годы – победы над литовцами.
1256 год для устрашения шведов Александр разбил Емь (Финляндию). Так что никто более с Запада не покушался вторгаться в русские пределы.
Но еще большую победу Александр одержал над самим собой. Понимая невозможность военной борьбы с татарами, смиряясь, он ездит в Орду и просит милости у хана своему
народу. Четыре раза он ездил в Орду, и четыре раза возвращался с «победами»: уступками татар и милостью к своим часто непокорным подданным.
«Правду говорили мне, — говорит хан Батый о великом князе, — нет князя, равного этому».
В 33 года Александр становится великим князем Владимирским, Киевским и Новгородским, мы могли бы сказать, князем всея Руси, если бы Русь не была тогда раздроблена и разорена. И, как любящий отец, все свои оставшиеся дни он посвящает служению своей родине. В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле, Ярославле и других городах возмущенными жителями были перебиты татарские сборщики дани. Над Россией возникает новая угроза нашествия татар.
Александр Невский отправляется в Орду.
Переговоры великого князя и хана Берке затянулись почти на год.
Но и здесь Александр одержал победу. Ему удалось отвести гнев хана и предотвратить уже планируемый набор русских воинов в татарское войско.
Однако эта последняя победа стоила ему жизни.
В Орде Александр заболел, как свидетельствует летопись, и, уже будучи больным, выехал на Русь. Приняв схиму с именем Алексия, он скончался 14 ноября 1263 года по дороге на родину в Городце Волжском.
Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли».
Это событие мы вспоминаем сегодня. Венец жизни. Колос, усеянный золотыми зернами добрых дел и великих ратных подвигов. Выдающийся государственный деятель и стратег.
И в то же время тихий схимник, уходящий в вечность. Соединение внутреннего благородства и благочестия и внешней доблести и готовности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Гармония внутреннего и внешнего, цельность и самоотверженность.
Все мы об этом мечтаем. Поэтому попросим святых молитв благоверного князя, чтобы и нам, хотя бы немножко, научиться его духовному устроению.
Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!
0 комментариев