Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица ЕкатеринаСвятая великомученица Екатерина родилась и воспитывалась в богатой и знатной семье в Александрии в конце 3 века.

Александрию того времени можно без преувеличения назвать культурной столицей Римской империи.

Здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Город был средоточием эллинской мудрости.

Екатерина, одаренная незаурядными способностями, как свидетельствует агиограф святитель Димитрий Ростовский, к 18 годам хорошо изучила философию, историю, медицину и прочие науки того времени.

«Малые знания удаляют нас от Бога, большие к Нему приближают» — скажет в 17 веке английский философ Фрэнсис Бэкон.

Чем более человек познает, тем более познает он ничтожность имеющегося знания.

Такой человек вместе с Сократом, «христианином до Христа», может сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

У человека существует врожденное стремление к росту, развитию и познанию.

К 18 годам Екатерина оказалась на вершине знания. И что же дальше?

А дальше, как говорят психологи, наступает кризис.

«Суета сует, все суета» — суть это кризиса (Екклесиаст).

«Кто умножает познания, тот умножает скорбь» (Екк. 1:18).

Молодая, красивая, богатая, умная.… Все как будто есть для счастья!

В современном мире нам известны многие случаи суицидов именно в семьях богатейших людей. Все у человека есть, а смысла жизни нет.

Естественно, родители собирались выдать свою дочь замуж.

Но где найти жениха, превосходящего юную девицу разумом, богатством и честью?

Далее святитель Димитрий подробно рассказывает, каким образом Екатерина встретила своего Жениха. Приведем его рассказ.

«Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

— Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

— Знаю я, — сказал он ей, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, — она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

— Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

— Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

— Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту

и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

— Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, — ответил ей старец, — то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

— Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою

была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту».

Живое Солнце загорелось в груди — теперь уже — невесты Христовой.

Кризис разрешен. Смысл жизни найден! Вот – подлинное счастье!

До этого момента Екатерина была красива и умна, но мертва, по сути.

Теперь она стала живой, ибо Сама Жизнь вошла и поселилась в ней.

Был обретен смысл бытия. И на земле для нее осталось единственное дело: делиться этим смыслом.

И как только появилась такая возможность, она не упустила ее.

В Александрию приезжает правитель Максимин, устраивая грандиозный и пышный языческий праздник.

Во время пира при большом стечении народа к нему приходит молодая красивая девица знатного рода и обращается с речью.

У нее не было намерения жестоко обличать идолопоклонника, она желала вразумить его и рассказать об истине, ей обретенной.

Слова ее были полны разума и смысла, ему не чем было ей возразить. При всем народе он терпел поражение.

Что может сделать правитель в этом случае? Только применить силу. Ее сажают в темницу.

Однако апостольская проповедь юной девицы только начинается.

Максимин приглашает 50 эллинских мудрецов для диспута, чтобы всенародно «поставить Екатерину на место», победив в открытом состязании в мудрости, и, таким образом, восстановить пошатнувшиеся языческие идеалы.

Увы, вся эллинская мудрость оказалась бессильной против доводов юной христианки, укрепляемой и наставляемой Духом Святым.

Она не только победила, но и переубедила философов. Они практически сразу по окончании состязания приняли мученическую кончину — уже христианами.

Максимин приказал сжечь их тела, но огонь не причинил им вреда. Они были с честью погребены.

Екатерину же он приказал бить воловьими жилами в течение двух часов. После чего ее вновь заключили в темницу, лишив воды и пищи.

Затем Максимин вынужден был отлучиться из города на несколько дней.

В это время его жена Августа, увидев Екатерину во сне в свете и окружении ангелов, пожелала встретиться с ней.

Вместе с воеводой Порфирием и 200 воинами она отправилась к ней в темницу.

««Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14).

Не может укрыться светильник веры, где бы он ни был, к нему отовсюду тянутся люди.

Августа становится христианкой, воевода Порфирий и 200 воинов тоже.

Вскоре они примут мученический венец.

Вернувшийся Максимин придумал для пленницы новую казнь – колесование.

В жестокости его обличила Августа. Тогда в порыве гнева он отдает приказ убить и свою жену.

Порфирий и 200 воинов объявляют себя христианами. Гнев правителя не имеет границ. Лучших воинов также предают смерти.

Запускают в действие колесо, но невидимая сила сокрушает его.

Собравшийся народ восклицает: Велик Бог христианский! — И вновь, в который раз, многие уверовали во Христа!

Наконец, Максимин, отдает приказ об усечении мечом.

Перед смертью Екатерина помолилась, чтобы тело ее стало невидимым.

После отсечения главы из тела истекло молоко, и больше его никто не видел.

Согласно Преданию, ангелы перенесли тело великомученицы на гору Синай.

Самый высокий пик на Синае теперь называется горой святой Екатерины, именно туда было перенесено ее тело.

Его местонахождение показал монахам Синайской горы ангел, сказав, что телу Екатерины следует быть у них в монастыре.

После перенесения туда мощей монастырь, называвшийся ранее Преображенским, получил название монастыря святой Екатерины.

Имя Екатерина переводится с греческого языка — «вся чистая».

Великомученица с честью оправдала данное ей имя.

18 лет жизни – и полнота возраста Христова!

18 лет – и память в роды родов!

18 лет – и обретение сокровища нетленного, Царствия на небесах!

 

Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас!

5/5 - (1 голос)
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх