Апостольский (Петров) пост
Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы.
Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.
В Апостольский пост разрешается есть рыбу в субботние и воскресные дни, а также дни больших праздников.
Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях. Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным», то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых до Успения).
Около 1000 года из этого поста, по немощи человеческой, был исключён месяц июль[3], и первая часть поста стала заканчиваться в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Вторая часть компенсационного поста образовала Успенский пост, начинающийся 1 августа(14 августа). Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе.
В Православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.
«После продолжительного праздника Пятидсятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».
Грядущее воскресенье – день Всех святых. И далее, вступление в пост.
Молитва, посильная жертва и самоотверженный труд во славу Божию сопровождают каждое наше делание, каждый шаг.
Мы молимся вместе, вместе строим, и будем радоваться вместе! Что еще нужно человеку для счастья?!
А о тех, кто устраняется от общего дела, а «литургия» так и переводится «общее дело», есть известная пословица:
«Худое порося и в Петровки зябнет».
Поэтому, вступая в пост, будем ожидать и великую радость.
И она, несомненно, придет и вольет в нас новые силы и новое дерзновение в служении Богу и Матери Церкви.
0 комментариев