Skip to contentSkip to main navigation Skip to footer

Долина плача или Великий канон Андрея Критского

Долина плача или Великий канон Андрея Критского

Долина плача или Великий канон Андрея КритскогоВ Прощеное воскресенье на литургии мы вспоминали об Адаме, изгнанном из рая…

В первые четыре дня Великого поста на повечерии звучит Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского, который начинается с отождествления души человеческой с плачущим Адамом.

«Первозданному Адаму в преступлении подражав, сознаю я себя лишенным Бога…» Первая Песнь канона в понедельник.

Андрей Критский родился в Дамаске (Сирия) в первой половине 7 века, до 7 лет был нем.

Родители были верующими и благочестивыми. Мальчика крестили в малом возрасте.

И вот однажды, после Причастия в семилетнем возрасте мальчик вдруг заговорил.

Сила Божия и Промысл Божий явно проявили себя в этом событии.

Любимым занятием с тех пор у него становится изучение Священного Писания и чтение святых отцов.

На 14 году он уходит в монастырь Саввы Освященного в Иерусалиме.

Какие события сопровождают его жизнь?

633 год. Мусульмане завоевывают его родной город Дамаск. Эта трагедия, естественно, не могла не отразиться на его восприимчивой душе.

638 год. Когда он, видимо, уже был монахом иерусалимской обители святого Саввы, турецкий завоеватель Омар взял Иерусалим.

Церковь раздирает ересь монофелитства, ересь, утверждающая наличие только одной Божественной воли во Христе, умаляющая Его человечество.

Константинопольский император Ираклий издает Экфесис (638 г.), еретическое изложение веры, его принимают Константинопольский патриарх Сергий и папа Римский Гонорий.

Как эти события напоминают нам настоящее время!

Война в Сирии, воинственная террористическая группировка Исламское Государство совершает свои набеги, полуразрушенный Дамаск.

Ныне правящий Константинопольский патриарх уклоняется в заблуждения.

На борьбу с монофелитством выступает пламенный воин Христов, бескомпромиссный защитник истины преподобный Максим Исповедник.

Но что происходит, когда восстают против сильных мира сего?

Максиму вырезали язык, отрубили руку, отправили в ссылку, где он умер в 662 году.

Могли ли эти события не отразиться в душе подлинного христианина, монаха Андрея? Могла ли она не страдать?

Против монофелитов также выступал Иерусалимский патриарх Софроний, любимый ученик святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.

В 634 году на соборе в Иерусалиме ересь была осуждена.

И опять параллели с нашим временем. Иерусалимский патриарх Феофил собирает встречу в Аммане с попыткой восстановить истину и единство в Православном мире.

Вскоре после кончины патриарха Софрония монаха Андрея за ученость и строгую подвижническую жизнь назначают синкелом (секретарем) Иерусалимской патриархии.

В 680 году на Шестом Вселенском соборе от Иеруслаимской церкви он выступает в защиту Православия.

Святость жизни и мудрость преподобного были замечены многими, собравшимися в Константинополе, и особенно отмечены православным императором Константином Пагонатом и новым патриархом Константинопольским Георгием.

Поэтому спустя некоторое время его приглашают в Контантинополь, рукополагают в диакона великой Софийской церкви и назначают на должность сиропитателя.

Подобно Иоанну Милостивому он открывает свое сердце всем нуждающимся, питая нищих и убогих.

Вскоре, видя его благочестие и высокий просвещенный ум, его избирают на архиепископскую кафедру острова Крита.

Так монах Иерусамилит становится пастырем Критским.

Последний год жизни архиепископа Андрея Критского (712 г.) был также омрачен восстановлением ереси при императоре Филлипике Вардане (711 – 713 гг.).

Как мы видим, много скорбей испытал пастырь Критский на своем веку. Но мы видим и свечу веры, горящей в его сердце, которую он пронес через эти годы.

Итак, отождествляя себя с павшим Адамом, он начинает свою исповедь.

В построении канона мы можем видеть три плана.

Плачущая душа, видящая себя недостойной никакой милости, принимающий ее Христос и пример подлинного покаяния преподобной Марии Египетской с последующей просьбой о ее ходатайстве. Можно еще отметить богословие Пресвятой Троицы.

Преподобный Андрей напоминает нам, что и мы – тот же Адам.

Имя Адам (древнеевр. «красная земля, глина») означает «человек».

Адам – наш предок, и его гены – наши гены, его грех – наш грех, преступления его потомков, наши преступления. Так чувствует и проживает творец канона.

Используя многоразличные образы, представляя праведников и грешников, он каждый раз ассоциирует себя с носителем греха.

Мы видим, насколько свободно и легко он пользуется образами Священного Писания. Вся библейская история как будто перед его глазами.

Ветхий Завет.

Адам, Каин и Авель, Ламех, первая цивилизация, мы знаем, куда она привела…

Сиф, другое семя вместо Авеля, Енос и Енох…

Но и от этой ветви остался только один праведник. Ной, потоп, сыновья Ноя, Вавилонская башня…

Авраам, Сарра и Агарь, свободная и рабыня…

Исаак, Иаков и Исав, продавший первородство за похлебку…

Иосиф и братья, продавшие его в рабство…

Моисей и египетские жрецы, противящиеся ему (Ианникий и Амврий)…

Выход из Египта и завоевание земли обетованной. Иисус Навин и Амалик…

Судьи и пророки, царь Давид, его грех и покаяние…

Авессалом, сын Давида, восставший на отца…

Ровоам, сын Соломона, с которого началось разделение царств (Израиля и Иудеи) и падение.

Илия и Елисей, ученик Елисея Гиезий, получивший проказу Неемана за свой грех… Иов… Манасия, покаявшийся царь израильский…Пророк Даниил во рве…

Новозаветные образы.

Иисус и самарянка, Силоамская купель, скорченная в течение 18 лет женщина, Закхей, покаявшийся мытарь, блудница, помазавшая ноги Христа драгоценным миром, благоразумный разбойник, улучивший спасение на Кресте…

Хананеянка, испросившая исцеление своей дочери, кровоточивая, прикоснувшаяся к Спасителю, Мария и Марфа, Лазарь…

Отрекшийся и покаявшийся Петр…

Словно бесконечная вязь имен и образов. И все об одном, о плачевном состоянии человека. О признании этого состояния.

Ибо Христос пришел не к праведникам.

Христос пришел к грешникам, «от них же первый есмь аз» (1 Тим. 1.15).

Долина плача, в которую сошел человек после грехопадения.

Покаяние, о котором говорилось на предшествующих Великому посту неделях, теперь реальность. Наша реальность.

Мы приходим на службу, внимаем покаянному плачу преподобного и сами становимся этим плачем. И рядом Христос. Приходит плачь и утешение, слезы и прощение, боль и исцеление.

И третий план канона, Мария Египетская, пример подлинного покаяния.

Мы понимаем, что преображение возможно. Святые тоже были людьми, и часто сначала людьми грешными. Они ходили по этой земле. Но когда Бог приоткрылся им, они повернулись к Нему. И пошли за Ним.

Мы видим, что борьба с грехом не бывает легкой.

Отсюда пост, молитва, бдение, земные поклоны.

Тот, кто отказался от борьбы и добровольно сдался плен, ему это не нужно.

Но как красив человек, когда побеждает!

Христос победил первым. И показал пример.

За Ним взошли на небо сонмы святых.

В полумраке храма горят зажженные светильники и свечи.

Священник читает тропари канона.

Хор умилительным напевом поет «Помилуй мя Боже, помилуй мя».

Совершается таинство воскресения души… ЯКО С НАМИ БОГ!

Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх