Торжество Православия
В этом году мы отмечаем 1177 лет установления праздника Торжества Православия.
11 марта 843 года в первое воскресенье Великого поста в Константинополе при участии благочестивой царицы Феодоры, вдове последнего императора иконоборца Феофила, прошел торжественный Крестный ход с иконами и хоругвями по улицам столицы.
Официально иконоборчество началось с эдикта византийского императора Льва Исавра, выпущенного в 726 году, запрещающего иконопочитание.
Вскоре после выпуска указа, в том же году, недалеко от острова Крит произошло извержение вулкана. Многие восприняли это событие как проявление гнева Божия на издание эдикта.
Однако это не остановило власти, и вскоре гонения приняли массовый характер.
Борцами за восстановление почитания икон в те времена были Константинопольский патриарх Герман, преподобный Иоанн Дамаскин.
Первого сослали в монастырь, второму отрубили руку, которая затем срослась по его молитве перед иконой Богородицы.
Спустя некоторое время их дело продолжила царица Ирина, которой в 787 году удалось собрать Вселенский собор. Собор проходил в Никее, утвердил иконопочитание, но радость православных продолжалась недолго.
Смена властей привела к новой волне гонений. На борьбу за истину встают патриарх Никифор и Феодор Студит. Обоих низлагают и ссылают в ссылку.
Как мы можем видеть, в Византии все решает власть. Гонения закончились только со смертью императора в 842 году.
Эти исторические события, как нам видится, являются отражением того, что, по сути, представляет собой Православие.
Мы живем в 21 веке, это начало третьего тысячелетия христианства.
Если посмотреть на историю прошедших веков, мы видим в ней непрестанную борьбу за Истину. Это всегда. Не может не быть этой борьбы.
Истина пришла в мир, осветила его и даже обожгла ярким светом.
Она вошла в этот мир греха и пребывает в нем.
Она открывается тем, кто Ее полюбил.
Как маленький ребенок среди множества одинаково одетых женщин безошибочно выберет свою маму, так и любящая Бога душа безошибочно знает Истину.
Ей не требуется ни знаний канонов, ни догматического богословия, ибо все это вторично.
Первична Сама Истина.
И когда на ее дорогого, горячо любимого Существа возникают нападки или гонения, она как львица бросается в бой, защищая свое детище.
Любое неверное слово о ее Любимом глубоко ранит ее. Она с радостью готова отдать свою жизнь, только бы ее Любовь не была омрачена хотя бы тенью неверного смысла.
Семь вселенских соборов – это вехи этой борьбы, запечатленная память победы Истины.
Однако соборов было гораздо больше, десятки. Семь имеют лишь статус Вселенских соборов. Борьба за Правду идет всегда. Она идет и сейчас, будет и в будущем.
Торжество Православия – праздник вне времени. Он говорит нам о победе. О том, что какая бы ни была битва, в конечном счете, всегда побеждает Истина.
Истина и есть победа.
И когда мы в Ней, когда Она с нами, когда на сердце мир, свет и радость от Ее горячих лучей, мы – победители.
0 комментариев