Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Неделя святителя Григория Паламы. Нетварный Свет.

Неделя святителя Григория Паламы. Нетварный Свет.

Неделя святителя Григория Паламы. Нетварный Свет.Заканчивается вторая седмица Великого поста. Хмурые мартовские дни.

Изредка небо светлеет, и сквозь брешь в облаках прорываются солнечные лучи. Солнце приносит радость. Солнце приносит с собой красоту. Душа раскрывается навстречу идущему с неба солнечному свету.

Но если этот сотворенный свет приносит нам столько радости, то насколько неизмеримо больше Свет нерукотворный, «Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир»?! (Ин.1:9)

…Начало 14 века. В столице Византийской империи Константинополе при дворе императора Андроника II Палеолога растет и учится юноша по имени Григорий. Он изучает светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, видного придворного, филолога и богослова, ректора университета.

Григорий – один из лучших его учеников.

В 17 лет он выступает с лекцией во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце её профессор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы».

Перед юношей простирается прекрасная перспектива быть одним из придворных ученых богословов и лидеров христианского государства.

Однако, изучив мудрость века сего и не найдя в ней ответов на поиски своей души, Григорий удаляется на Афон и становится послушником монастыря Ватопед. Он подвизается под руководством мудрого старца Никодима Ватопедского.

Около 10 лет непрерывного подвига потребовалось подвижнику для усвоения опыта умного делания святых отцов.

Знал ли сам Григорий или нет, но сейчас нам известно, что Господь готовил Своего избранника к нелегкому духовному сражению по защите всего Православия, его основ.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам.

Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал односторонне толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной, и Западной церквями.

Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.

Путешествуя с Афона в Солунь и Константинополь, Варлаам вступал в споры с монахами и доказывал тварность Фаворского света. Часто при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и духовных озарениях.

Варлаам превозносил академическое знание, науку, философию.

Можно сказать, он даже защищал Бога, утверждая Его непостижимость.

Григорий Палама вступает с ним в сражение.

Варлаам пишет ему письма с весомыми, по его мнению, аргументами. Он искренне верит, что афонские монахи в прелести, и нужно спасать Православие!

На пьедестал он ставит разум и аргументацию. В Бога можно только верить, познать Его нельзя.

Не подумаем, что борьба была легкой.

Как говорить о том, что превыше слов? Как рассказать об опыте человеку, который его не испытал и в него не верит? Как слепому передать красоту радуги после дождя?

Святитель Григорий пишет «Триады в защиту безмолвствующих», 9 очерков, где подробно описывает опыт святых отцов, видящих Бога, созерцающих Его как Божественный свет.

Он соглашается, что Бог в существе Своем непостижим.

Однако Бог, как любящий Отец, выходит из Своей непостижимости навстречу любящему Его сердцу и открывается ему в Своих энергиях. Слово «энергия» с греческого означает «действие».

Господь пожелал открыться Своим ученикам на горе Фавор. Господь желает открываться ищущим Его!

Но для такой встречи нужна чистота сердца.

Можно иметь весь разум и знать всю философию, говорит святитель Григорий, но если нет чистоты жизни, невозможно человеку настолько приблизиться к Богу, чтобы видеть Его.

А тем, кто видят Его, не нужны доказательства. Их видение Бога превыше всех аргументов.

В 1341 году в храме святой Софии на церковном соборе состоялся открытый спор святителя Григория и Варлаама.

Варлаам потерпел полное поражение.

Однако вскоре ситуация изменилась.

К власти пришел патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347).

Последователь Варлаама болгарский монах Григорий Акиндин обвинил святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут, вновь проводя линию Варлаама.

Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года.

Как мы видим, идеи Варлаама были приняты, нашли своих последователей и стали укрепляться.

Однако после смерти Иоанна Калеки императором становится Иоанн Кантакузин, принимающий сторону Григория Паламы. Григорий освобожден и оправдан.

Но ересь еще жива. В спор с Григорием вступает новый последователь идей Варлаама византийский богослов Никифор Григора.

Чтобы отстоять истину потребовался созыв еще двух соборов в мае и июле 1351 года.

Последний Влахернский собор торжественно засвидетельствовал истинность учения святителя Григория Паламы.

Три раунда богословских споров и более 10 лет непрерывной напряженной борьбы!

В 1359 году святитель мирно отошел ко Господу.

Незадолго до кончины ему явился святитель Иоанн Златоуст.

Его последними словами были: «В горняя!»

В эту неделю святая Церковь напоминает нам о нашей духовной цели и величайшей Красоте, к встрече с которой стремиться всякая христианская душа.

Православие утверждает, что такая встреча – реальность, она засвидетельствована опытом святых отцов на протяжении всей истории Церкви.

Опыт такой встречи передается из поколения в поколение, начиная со святых апостолов и до наших дней.

Наша Церковь бережно хранит это наследие.

И пусть солнечный свет, прорывающийся сквозь облака, всякий раз напоминает нам о том Свете, в котором наш истинный дом, наше подлинное бытие!

5/5 - (1 голос)
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх