Икона Казанской Божией матери
Икона Казанской Божией Матери хорошо известна каждому верующему человеку. Не найти такого храма или такого дома, где живут верующие, где бы не было иконы Казанской Богородицы. Она – защитница, покровительница, она – живое участие во всех наших благих делах и устремлениях. Она – утешительница в болезнях и скорбях. Она – исцеление погибающих душ. Она чем-то особенно дорога всякому русскому человеку.
Несколько слов об иконе.
Явленная в 1579 в городе Казане вскоре после завоевания города Иоанном IV Грозным, она является списком Влахернской и относится к типу — Одигитрия, то есть Путеводительница.
Влахернская церковь, находившаяся в столице Византийской империи Константинополе, построенная в середине 5 века, являлась самым почитаемым Богородичным храмом всего православного мира.
Там хранилась риза Богородицы, ее омофор (головной покров) и часть пояса.
Богородица посредством Своего Влахернского образа неоднократно спасала столицу империи от врагов. Однажды Она даже видимым образом явилась молящимся в храме, покрывая своим омофором и храм, и весь город. В память этого события мы отмечаем праздник Покрова Божией Матери 1/14 октября.
Середина 16 века.
Византия пала 100 лет назад, православие на Востоке находится под гнетом турок. Россия, окончательно сбросившая с себя монголо-татарское иго в 1480 году, к концу 16 века представляет собой единственный в мире прочный оплот Православию.
Русь начинает осознавать себя Третьим Римом. Эту идею выразил псковский старец Филофей в начале 16 века: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
И вот 8/21 июля 1579 года — «Матрена пошла на пожарище и в указанном месте на глубине примерно полутора метров нашла икону, завернутую в полуистлевший рукав кафтана вишневого цвета. Найденный Образ был столь ярким, словно иконописец только что закончил свой труд» — Богородица являет Свое присутствие.
Влахернский образ пришел в Россию, Путеводительница сразу же явила Свою чудодейственную силу. Пока несли икону, исцеляются двое слепцов.
Священник Никольского храма Ермолай, куда впервые принесли икону с пожарища, и который первый из священников взял ее в руки, становится вскоре иеромонахом, потом архимандритом и, наконец, патриархом вся Руси Ермогеном.
Вскоре вслед за явлением иконы Богородицы, приехал в Москву и константинопольский патриарх Иеремия и 23 января 1589 года на соборе рукоположил митрополита московского Иова в патриархи.
Россия реально становится «третьим Римом», где государство и церковь представляют собой единое целое.
В год явления иконы (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири.
Однако Россию ждали и тяжелые испытания.
Когда читаем в Библии историю Израильского народа, видим одну закономерность: милость и благодеяние Божие, являемое народу, охлаждение сердец, грех, наказание Божие, приводящее к покаянию, покаяние, исправление и вновь милость Божия.
Так было всегда, так происходило и в России.
Россия, став патриаршей державой, избавившись от всех врагов и расширив свои границы, ведет активную миссионерскую деятельность на Востоке – милость Божия.
15 мая 1591 года в Угличе найден «с перерезанным горлом» 8-летний царевич Дмитрий, наследник престола, сын Иоанна Грозного от 7 жены Марии Нагой. Грех.
Была составлена высочайшая комиссия, проведено расследование дела. Убийство скрыто. Еще один тяжкий грех.
В это время царствует царь Феодор, последний из династии Рюриковичей, «освятованный царь», делами в государстве управляет боярин Борис Годунов, брат царицы Ирины.
Пока трон занимал благочестивый царь, Господь хранил Россию. С его кончиной начинается период, имеющий название — Смутное время.
1598 год — царем становится Борис Годунов: страну постигают стихийные бедствия, болезни, голод.
Как призрак убитого царевича (есть веские доводы, что убийство было совершено по приказу Бориса), против него встает Лжедимитрий, якобы оставшийся в живых царевич.
Лжедимитрия поддержала Польша, многие бояре и простой народ, желающий подлинного царя царского рода.
1605 год – внезапная смерть Бориса Годунова. Бояре убивают его сына Феодора, фактически законного наследника престола, т.к. Борис был юридически законным царем.
1605 год – Лжедимитрий входит в Москву, назначает угодного себе патриарха Игнатия (без собора), в пятницу устраивает свадьбу с Мариной Мнишек, полькой по происхождению, фактически католичкой, таким образом, попирая все русские благочестивые традиции.
1606 год – Лжедимитрий убит. На царство помазан боярин Василий Шуйский.
1607 год – появляется еще один «царевич Димитрий» — Лжедимитрий II или «тушинский вор», по названию села Тушино под Москвой, где он стоял со своим войском. Его поддержали польский король Сигизмунд III, донские казаки, запорожцы и все недовольные Москвой.
1609 год – заговор против Василия Шуйского в Москве.
Под Москвой польское войско во главе с гетманом Жолкевским, с другой стороны Москвы – Тушинский вор.
Василия Шуйского насильно стригут в монахи, чтобы ему более не быть царем.
Во главе государства становится Боярская Дума во главе с князем Феодором Мстиславским.
Дума использует поляков для расправы над Тушинским вором, и затем впускает их в Москву, чистое предательство Родины.
Далее Дума предлагает помазать на царство сына польского короля — Владислава, если тот примет православную веру.
Польский король Сигизмунд, отец Владислава, отказался дать сына на этих условиях. Находясь под Смоленском, через своего гетмана Гонсевского он уже фактически сам управлял страной.
За отсутствием царя гетман Гонсевский стал «начальным человеком земли русской».
Январь 1611 год – разграблен патриарший двор, патриарх Ергмоген, поставленный в патриархи царем Василием Шуйским, заточен в Чудовом монастыре.
Россия — на грани гибели, потери государственности и Православия.
И тут, наконец, возникает Первое Народное ополчение под предводительством рязанского князя Прокопия Ляпунова.
Патриарх Ермоген и архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий пишут грамоты и воззвания ко всем городам России о защите земли русской от поляков.
Откликнулись Рязань, Нижний Новгород и Ярославль.
Первое ополчение сделало неудачную попытку освободить Москву в марте 1611 года.
На страстной неделе Великого Поста поляки зажгли Москву.
Город сильно погорел. Не тронутыми огнем остались только Кремль и Китай-город, где укрепились польские войска.
Октябрь 1611 год – Косьма Минин в Нижнем Новгороде, торговец мясом, после явления ему преподобного Сергия и получения грамот от Ермогена и Дионисия, стал собирать народ во Второе Ополчение.
Дмитрий Пожарский стал его воеводой, митрополит Кирилл Ростовский – духовным вождем.
Вот оно – рождение единства земли русской: духовенство во главе с патриархом Ермогеном, князья и простой народ – поднимаются за Россию!
По прибытии в Ярославль им был доставлен список иконы Казанской иконы Божией Матери. Путеводительница возглавила Ополчение.
Август 1612 года – ополчение во главе с Мининым и Пожарским приходят в Троице-Сергиеву лавру помолиться преподобному Сергию. Игумен земли русской в лице архимандрита Дионисия благословляет их поход на Москву.
По пути к Ополчению присоединяются казаки.
В осажденном Кремле в это время находился прибывший из Греции, тяжело больной архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
22 октября/ 4 ноября 1612 года войска Ополчения взяли Москву.
В честь этого события установлено празднование иконы Казанской Божией Матери, Небесной Предводительнице Ополчения.
Вскоре (27 ноября 1612 г.) в Москве впервые за многие годы состоялось общегородское Божественное Богослужение на Красной площади, предваряемое одновременно совершаемыми тремя крестными ходами:
Участники Ополчения с одной стороны — с иконой Казанской Богородицы, епископ Арсений с клиром вышел из Кремля с Владимирской, казаки шли с хоругвями и знаменами. Сошлись все на Лобном месте.
21 февраля 1613 года – Земский Собор избрал Михаила Романова в цари, и 11 июля было совершено его венчание на царство.
Смутное время закончилось. Россия встала с колен, восстановила порядок и прославила Подателя всех благ и Его Пречистую Матерь.
Новое «смутное время» пришло примерно через 300 лет.
1904 год – оригинал иконы Казанской Богородицы исчез.
1905 год – поражение русского флота в Порт-Артуре.
1914 год – начало Первой Мировой войны.
25 октября/ 7 ноября 1917 – Октябрьская революция.
28 октября/ 10 ноября 1917 – восстановлено патриаршество, упраздненное Петром I в 1721 году. Луч света.
1918 – убийство царской семьи.
1937 – массовые репрессии.
1941 – Вторая Мировая война.
1950-е обещание генерального секретаря коммунистической партии СССР Никиты Хрущова показать последнего попа по телевизору.
1985 – конец СССР.
12 июня 1990 – декларация о государственном суверенитете РСФСР – можно назвать концом нового «смутного времени».
Начало 1990-х – оживление веры и духовная свобода, в то же время сильный экономический и социальный кризис.
С конца 80-х началась передача церкви прежде ей принадлежащих церквей и монастырей, их восстановление, возобновление богослужений. Этот процесс продолжается и по сей день. И это явная милость Божия.
1993 г – Восстановлена часовня, ныне имеющая статус храма Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте в пос. Сергиево.
1994 г. – Восстановлен Храм прмч. Андрея Критского.
2012 г. – Построен временный деревянный храм Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке.
2016 г. – Построен храм свт. Иоанна Милостивого. Начало богослужений.
2018 г. Храм свт. Иоанна Милостивого освящен.
2019 г…. История творится на наших глазах…
Россия живет верой. Будет вера – будет Россия. И это зависит от нас с вами.
Ко всем святым, обращаясь с просьбой или в молитве, мы говорим: молите Бога о нас.
А к Богородице – особое обращение: Пресвятая Богородице, спаси нас! Или Пресвятая Богородице, спасай нас!
Мы вверяем себя в материнские руки Царицы Небесной и верим, когда мы с Ней, мы с Богом, вне всякого сомнения.
0 комментариев