Крещение Господне, Богоявление и Просвещение
В возрасте 30 лет в 15-й год правления римского императора Тиберия, наследника Октавиана Августа, приходит Иисус в Вифавару, небольшое поселение на реке Иордан, недалеко от устья реки, впадающей в Мертвое море.
В течение 30 лет Иисус скрывал Свое Божество. И вот, настал момент, когда Бог открывает Себя человечеству.
«Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18) – утверждает апостол и евангелист Иоанн Богослов. И можно добавить — и никто бы никогда не увидел — если бы Сам Бог не пожелал явить Себя миру.
Праздник называется Богоявлением, ибо Бог открывает людям самое сокровенное о Себе. Голос с неба – явление Отца, снисхождения голубя – явление Духа Святого, и Иисус, выходящий из вод Иордана – явление Сына. Троица, Единосущная и Нераздельная, всегда единая и никогда не разделяемая. Там, где Сын, там всегда незримо и Отец и Святой Дух.
«Кто видел Меня, тот видел и Отца» (Ин. 14:9), — говорит Господь апостолу Филиппу, пожелавшему увидеть Отца.
Праздник называется Φοτια/ Просвещение, ибо в момент погружения Иисуса в воды Иордана, просвещаются Божественным светом все воды Земли. И далее будут просвещаться все крещаемые во имя Отца и Сына и Святого Духа во все времена и во всех народах.
Если гречеcкое слово крещение/βαπτίσματος дословно означает «погружение», то русское «крещение», от корня «крест», дает прямое указание на Голгофу.
Невинный Богочеловек, входя в воды реки и погружаясь в них, берет на Себя грехи мира. Воды Земли становятся чистыми. Сын Божий, выходя из них и полагая себе на плечи груз человечества, начинает Свое служение, Свой путь, и путь крестный.
До Крещения никакое зло не могло приблизиться ко Христу, ибо в Нем нет ничего родственного ему.
Теперь же, сразу после Крещения, когда Христос уходит в пустыню, дьявол приступает к Нему. Взяв на Себя грехи мира, Христос бросил вызов всякому злу. Теперь в течение трех с половиной лет Ему предстоит непрестанная борьба с этим злом.
Сын Божий дойдет до полного истощания и самоуничижения. Но затем, врата ада дрогнут и сокрушатся, и славное Его воскресение принесет окончательную победу над всяким грехом и самой смертью.
Господь видит это уже сейчас, входя в воды. Никто не принуждает Его. Он добровольно делает этот шаг, ибо иным способом спасти погибающий род человеческий невозможно.
И все, кто пойдут за Ним, также понесут на себе зло этого мира, и подобно Христу, будут исцелять его любовью, любовью жертвенной.
В сочельник, 18 января, и в сам праздник, 19 января, святая Церковь совершает чин великого освящения воды. «Днесь вод освящается естество…» (2 стихира на великом освящении воды).
Христос «влагает священие воде и душам сие освящение бывает» (4 хвалитная стихира).
Святая крещенская вода, великая агиасма или великая святыня, имеет огромную силу врачевать всякую немощь, как телесную, так и душевную.
Этой водой мы окропляем и освящаем свои жилища, бережно храним ее, принимаем утром натощак, предваряя молитвой.
Амвросий Оптинский советовал больным каждый час принимать Крещенскую воду по столовой ложке, и те поправлялись.
Эта вода не портится и не теряет своих свойств. К ней необходимо относиться с особым благоговением.
С праздником, дорогие!
Текст: иерей Алексий Ноговицын
Фото: fotokto.ru
0 комментариев