Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

Начало Великого поста

Начало Великого поста

В воскресенье после великой вечерни в храме святителя Иоанна Милостивого был совершен торжественный и глубоко проникновенный чин прощения.

Вся церковь, затаив дыхание, слушает идущие от сердца слова проповеди митрофорного протоиерея Валерия (Швецова), настоятеля храма. Все понимают: происходит что-то великое. Наступает Великий Пост. Это серьезно. Впереди подвиг, испытание веры и мужества. Испытание терпения и кротости. Проверка своей подлинности во Христе.

Прочитав молитву благословения на Великий пост, отец-настоятель первым делает земной поклон и просит прощения у своих клириков и всего народа.

Вслед за ним отцы и служители нашего храма, и весь народ. На глазах у многих слезы, а в сердце — радость и любовь. В одно мгновенье все как будто стали родными. Все прошлые обиды и недоразумения оставлены и забыты. Мы прощаем, нас прощают…. Сердце оживает, в нем начинает открываться глубина…

Начало поста.

Церковь вела нас к этому уже в течение нескольких недель. Неделя о Закхее, первый яркий пример обращения, покаяния и прощения. Неделя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, и, наконец, сегодня, Адамово изгнание или Прощенное воскресенье.

В неделю о мытаре и фарисее – начало святой Семидесятницы – впервые на полиелейной утрени прозвучали песнопения «Покаяния ми двери отверзи, Жизнодавче…»

Путь домой к Отцу нашему и Богу начинается с покаяния, говорит нам церковь. Эти песнопения будут звучать на каждом воскресном всенощном бдении до 5 воскресенья Великого поста, каждый раз напоминая нам о покаянии.

Все ветхозаветные пророки призывали народ к покаянию, Креститель и Предтеча Господень Иоанн проповедовал покаяние, крестя народ в водах Иорданских, первые слова Христа к людям: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мат.3:2).

Что же есть – покаяние?

Еврейское слово nokham, то, которое использовал и Христос в Своей проповеди, образовано от корня «воздыхать, сожалеть, раскаиваться».

Древние языки отличаются от современных своей многозначностью. Поэтому nokham также включало в себя понятия: облегчение, утешение.

Иначе говоря, покаяние в сознании древних включало в себя два момента: воздыхание о совершенном проступке со стороны человека и утешение от Бога.

Каким бы ни был тяжким грех, учит церковь, милосердие Божие превосходит его. Нет греха, которого Бог не может простить, говорят святые отцы, кроме греха нераскаянного.

Еще большим смыслом наполнилось слово «покаяние» в греческом языке, на котором написан Новый Завет.

Metanoia, «покаяние», образовано из приставки meta и корня nous «разум» и означает дословно — «изменение образа мыслей».

«Пленяем всякое помышление в послушание Христу» — апостол Павел (2 Кор. 10:5).

Куда же ведет нас покаяние?

Сравним это слово с русским «метагалактика». Галактика, Млечный Путь, звездная система, в которой находится наша Земля и Солнце, хоть и велика, около 400 млрд звезд, тем не менее, представляет собой лишь малую часть Метагалактики, всей существующей видимой вселенной.

По аналогии, nous, это то, что мы знаем о себе и о мире, в котором живем, metanoia – поворот нашего ума к истине, просвящение его умом Христовым и, как результат, новые открывающиеся духовные горизонты, о которых мы имеем пока лишь самые смутные представления.

Таким образом, покаяние, выводит нас за пределы нашей ограниченности и открывает нам нечто несравненно большее, по сути, новый мир, новую вселенную и не имеющее никаких пределов Царствие Небесное.

Христос, проповедуя в Назарете, приводит слова пророка Исайи:

«Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня…проповедовать пленным освобождение…» (Ис.61:1,2 Лука 4:18).

Мы находимся в плену мыслей, всяческих заблуждений и неправильных чувств.

Покаяние, сокрушение об этой нечистоте, разлучающей нас с Богом, и обращение к милосердию Божьему, есть единственный способ избавления из этого плена.

Поэтому святая Церковь так настойчиво призывает нас к покаянию!

Адам и Ева нарушили заповедь поста, данную им в раю. Вместе с ними мы чувствуем себя изгнанниками рая. Они съели запретный плод, а мы уже в этой нашей жизни успели нагрешить всеми мыслимыми и немыслимыми грехами. Они были строго наказаны, но принесли Богу покаяние.

Несем наказание и мы с вами. Но надеемся и мы на милосердие Божие.

Будем плакать о своих грехах вместе с преподобным Андреем Критским, переживая горечь и скорбь греха. 1-я седмица: понедельник, вторник, среда, четверг – великое повечерие и чтение канона.

Будем праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста.

Будем стремиться превзойти свою ограниченность и размышлять о Божественном Свете с Григорием Паламой – 2-я неделя Великого поста.

Взойдем на вершину поста, а вершина его Крест – 3-я неделя Крестопоклонная.

Осознаем вместе с преподобным Иоанном Лествичником, что путь в Царствие Божие – лествица, или по-русски, лестница со многими ступенями. Этот путь труден, но не непроходим. 4-я неделя преподобного Иоанна Лествичника.

На 5-й неделе в четверг (среда вечер), в неделю преподобной Марии Египетской прочитывается вновь весь канон Андрея Критского и житие Марии Египетской, яркий пример покаяния и его Божественных плодов.

Это последний день плача о своих грехах.

Пятница 5-й седмицы – конец Четыредесятницы и начало всецелого проживания событий, связанных с шествием Христа на Голгофу, Его страданиями и воскресением.

«Лазарь, друг наш уснул, но Я иду разбудить его» (Ин.11:11).

Вместе со Христом своими мыслями и чувствами мы следуем в Вифанию, где жили Лазарь, Марфа и Мария.

6-я неделя – вход Господень в Иерусалим. Мы приветствуем Царя нашего пальмовыми ветвями и веточками верб.

Каждый день страстной седмицы насыщен своими событиями. Покаяние закончилось, теперь мы не мыслим о себе, все наше внимание на Господе.

Как Он истощил Себя, став человеком, так и мы истощили себя покаянием, чтобы принять Его.

«Уже не я живу, — говорит апостол Павел, — но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

С Ним мы входим в Иерусалим, с Ним алчем, молимся о Чаше, предаемся, с Ним заушаемся, подвергаемся неправедному суду и бичеванию, острые шипы терна вонзаются в нашу голову и тяжелый крест ложится на наши плечи. С ним на Кресте взываем:

«Боже Мой, Боже Мой, вскуе оставил Мя еси?» (Мф.27:46).

С Ним умираем и погребаемся.

И если все это с Ним, то вместе с Ним воскресаем!

Оцените
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх