Прощеное воскресенье
Апофеозом и вершиной всего подготовительного периода Великого Поста, несомненно, является Прощеное воскресенье.
Подобно вселенской родительской субботе этот день отмечен надмирностью.
Выводя нас за рамки повседневной ограниченности, он напоминает нам о начале времен, о драме, совершившейся на заре человечества, открывает наше современное плачевное состояние и указывает на свет, на ярко горящий маяк, единственный путь, ведущий ко спасению.
Впереди Великий Пост, время испытания и подвига. Перед началом всего великого всегда бывает тишина. Мы должны остановиться, чтобы в глубокой сосредоточенности осмыслить происходящее, осмыслить свое состояние, оценить свои силы и подготовиться.
Церковь дала нам четыре недели на подготовку и 5 воскресных дней.
Образы Закхея, оправданного мытаря, помилованного блудного сына и нашей встречи со Христом на Страшном суде вновь предстают перед глазами.
Мы можем увидеть в этих образах историю любви.
Первая любовь, внезапная, пылкая и безрассудная – это Закхей. Солидный и почтенный человечек, забывая обо всем на свете, влезает на смоковницу, чтобы только взглянуть на Любовь, Которая будет проходить мимо. Луч этой Любви падает в его сердце и преображает его.
Любовь мытаря – это любовь надежды. Этот человек потерял собственное достоинство и уважение своих ближних, он не остался верен первой любви, которая, несомненно, была.
Войдя в храм, он вспоминает о ней, и она пронзает его насквозь, она ярко напоминает о себе. Из его глаз сами собой текут слезы, и сердце начинает наполняться благоуханием потерянного рая. Не все еще потеряно, еще есть надежда!
Любовь блудного сына – любовь веры. Если надежда меняет сердце, то вера зовет к действию. Блудный сын идет к отцу, он движется к «потерянному раю», он претерпевает голод, холод и невзгоды. У него есть решимость. Он знает путь. Это любовь действия.
Любовь встречи со Христом в конце времен – это плод. Эта любовь, имеющая началом первую, но которая вошла в совершенство. Она испытана жизнью, многими скорбями, многими отпадениями и всецелым покаянием.
Страшный суд для этой любви – не суд, а желанная и долгожданная встреча.
В этой любви – вся радость первой и все совершенство совершенной.
Чтобы начать путь возвращения на духовную Родину, а для нас это Пасха, нужна точка отсчета.
Наша точка отсчета – потерянный рай.
«Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь приложися…, егда рай заключися» (стихира на литии).
«Рыдаю, стеню и плачу» (песнь Адама, 9 песнь, 3 тропарь канона на утрени).
«Раю всечестный… шумом листвий твоих Содетеля всех моли» —
обращается Адам к раю как к живому существу.
Он просит, чтобы сам рай листвой деревьев, в нем растущих, их трепетом помолился о нем Богу.
Скорбь Адама безмерно велика, ибо он знает Любовь, Которой лишился.
Однако эта скорбь не безутешна, не лишена надежды.
Господь и в скорби утешает, дает обетование о Спасителе и ждет возвращения «блудного сына» домой, сначала в рай, а потом в уготованное от века Царствие.
Подобно изверженному Адаму и мы находимся вне рая.
Однако сам день воскресения нам напоминает о том, что с нами Христос, Который был, есть и будет, Который Сам есть путь, истина и жизнь, новый рай и Царствие небесное.
Мы приобщаемся Его жизни в Евхаристии.
«Уже не я живу, но живет во мне Христос» — говорит апостол Павел.
Этот Свет и Любовь всегда с нами, но не всегда мы с Ним.
Поэтому нам и предстоит путь в 40 дней, святая Четыредесятница.
Этот путь мы начинаем с прощения. Насколько прощение важно мы можем судить из следующей истории.
В Киево-печерском монастыре были два монаха. Сначала они были большими друзьями, но потом враг человеческий на чем-то их зацепил, и они поссорились. И вот, один из них сильно заболел. И уже, лежа на смертном одре, попросил братию позвать брата, на которого имел обиду, чтобы попросить прощения. Тот сначала не хотел идти, но потом все-таки пришел.
И вот умирающий брат просит у него прощения:
— Прости, брате, согреших перед Господом и пред тобою.
— Вот видишь, Бог наказал тебя, и я тебя не прощаю, умирай как есть!
Страшные слова изумили стоящую рядом братию.
И вдруг после этих слов сказавший их хватается за сердце и падает мертвым.
Но еще большее удивление было у всех, когда лежавший на одре вдруг сел, оказавшись совершенно здоровым и вне всяких признаков смерти.
На том примере мы ясно видим, что прощение – жизнь, а непрощение – смерть.
«Первее примирися тя опечалившим…» — читаем мы в молитве перед Причастием.
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небсеный…» (Мф.6:14) – говорит Господь.
В воскресенье 10 марта вечером в 18.00 в нашем храме состоится великопостная вечерня с Чином прощения. Это и есть наше вступление в Великий пост.
Путь к Пасхе начинается с любви к ближнему, а любовь к ближнему начинается с прощения.
0 комментариев