Святая семидесятница
Наступает светлое время. День увеличивается, ночь отступает. Свет февральский и далее мартовский совершенно иной, чем декабрьский. Он значительно более яркий, пронзительный, радостный. По выражению Михаила Пришвина, наступает весна светов.
Рябину под окном оккупировала стая свиристелей. Похоже, у них хороший аппетит. Это перелетные птицы. Немного подкрепившись, они скоро полетят дальше, на север, домой, к своим ранее оставленным гнездам.
Скоро появятся и снегири, особенно красиво смотрящиеся со своими алыми грудками на фоне белоснежных веток.
Природа чувствует весну. Птицы проделали немалый путь, пролетев сотни и тысячи километров, возвращаясь на родину. Но и лететь им еще прилично. И так каждый год. За то, радость-то какая, когда долетишь! Родной воздух, солнце, небо! Здесь ты появился на свет, здесь прошло детство, здесь впервые понял, что такое полет!
Начинает и Церковь свой путь «на родину». Наше отечество – Пасха – зовет своих духовных чад.
Путь наш – Святая Семидесятница или 70 дней.
Святая, древнееврейское «qodesh», по определению значит выделенная или отделенная от остальных дней для Бога.
Семидесятница значит полнота дней.
Святая Семидесятница включает в себя 22 дня подготовительных, 40 дней святой Четырядесятницы, два дня праздничных, и 6 дней великих. А затем Пасха, Небо на земле, Праздник праздников, Победа и ликование, наша Родина.
Святую Семидесятницу предваряет Неделя о Закхее.
Закхей, начальник мытарей или сборщиков податей, человек грешный и, современным языком, можно сказать, далекий от религии, услышал о Христе.
Он слышал об этом Человеке, что это великий пророк, посетивший Израиля, и в то же время — друг мытарям и грешникам. И ему очень захотелось его увидеть.
И вот, он узнает, что Христос проходит через Иерихон, его родной город.
Имея стратегический ум и изобретательность, не взирая на свое солидное положение в обществе и, по-видимому, солидную комплекцию, он залезает на смоковницу, растущую на улице, по которой предположительно пройдет Христос. Он – весь ожидание!
На этом месте мы сделаем паузу, практически все знают продолжение этой истории.
Ключевое слово для нас – ожидание, жажда встречи.
Семидесятницу предваряет надежда на встречу со Христом, сильное искреннее желание этой встречи!
И далее, путь. Начало — Неделя о мытаре и фарисее.
На утрене звучат стихиры «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»
Мы учимся покаянию.
Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне.
Это — возвращение в Отчий дом и еще раз напоминание, что только искреннее покаяние, μετανοια, с греческого «изменение образа мыслей», может привести нас домой.
Суббота – вселенская родительская суббота. Мы поминаем всех от века почивших православных христиан. Вся церковь, земная и небесная, собирается во всей своей полноте, и укрепляет нас на предстоящий подвиг Великого поста. Поминаем и всех своих сродников.
Воскресенье – Неделя о Страшном Суде.
«И соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других…» (Мат. 25:32).
«И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мат. 25:46).
И наконец, воскресенье перед началом Великого поста, Адамово изгнание или Прощенное воскресенье.
Церковь напоминает, что первый грех, совершенный человеком, был грех нарушения поста.
«И взяла плодов его, и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).
Поэтому и исцелиться от греха человек может не иначе, как при помощи поста и молитвы.
Однако пост, как учит Святая церковь, есть не только воздержание от пищи. Это, прежде всего, очищение сердца.
Чистое сердце – доброе сердце, говорит старец Паисий Святогорец, сердце, которое не имеет в себе зла, всех прощает, желает всем «спастися и в разум истины прийти».
Вечером в воскресенье совершается Чин прощения. Мы очищаем свое сердце, прося прощение и прощая, и вступаем в Великий пост, святую Четырядесятницу.
В заключение, еще раз приведем слова величайшего подвижника, нашего современника, старца Паисия Святогорца.
— Геронда, на что нам обратить особое внимание в Великий пост?
— На благородство, на духовное благородство.
— Что именно есть благородство?
— Благородство духовное – это духовное превосходство, жертвенность. Благородная душа требует только с себя, жертвует собой ради других, обладает любочестием, смирением, простотой, бескорыстием, честностью… всем обладает. Обладает и величайшей радостью и духовным взыгранием, ликованием. Где есть благородство, там упокоевается Христос, и живет благословение Христово.
0 комментариев