Вознесение
Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо. (Деян.1:11).
Иерусалим, к востоку от города за долиной Кедрон величественно возвышается Елеонская или Масличная гора.
Господь часто посещал эти места в течение Своей земной жизни, сюда пришел к ученикам и в последний раз перед Своим вознесением.
Он дает им последние поучения, обещает вскоре послать Утешителя, Духа Святого, и на глазах у изумленной братии начинает подниматься в небо. Затем его скрывает облако.
Вполне можно понять учеников, что они еще долго стояли, вглядываясь в небо, не вернется ли их Учитель.
И тут предстали им два мужа в белых одеждах, ангелы, и сказали, что Он вернется, но не сейчас.
По-человечески, расставание всегда приносит грусть. Однако не так было с учениками.
Евангелист Лука пишет: «Они возвратились в Иерусалим с великою радостию» (Лука 24:52).
В чем же радость, когда Учитель ушел?
Радость эта, в первую очередь, от созерцания самого Вознесения.
Духовное созерцание, когда оно дается Богом человеку, по свидетельству святых отцов, насыщает его Божественными энергиями, так что и сам он при этом преображается.
Можно сказать, что от Света Божества, явленного в Вознесении, «засветились» и сами апостолы. И этот Свет наполнил их сердца радостью.
Во-вторых, Господь пообещал им дар Святого Духа, действие Которого они видели в течение трех лет пребывания с Учителем, но так и не могли вполне ощутить или пережить на своем собственном опыте.
И, в-третьих, Он дал им дело жизни, дал им будущее.
«Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
То есть Вознесение было окончанием одного и началом чего-то другого, от чего сердце их радостно пело.
Нам хорошо известна дальнейшая история. Через 10 дней в Иерусалимской горнице произошло беспрецедентное историческое событие. Святой Дух сошел на апостолов, и открылась первая страница истории вселенской, кафолической, соборной и апостольской Христовой Церкви.
Но что значит для нас сегодня Вознесение Господне? Только ли исключительное историческое событие?
Святые отцы выделяют три аспекта Вознесения.
Первый: завершение нашего искупления. Искупление полностью совершилось, когда «Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровью в небесное святилище».
Второй: возможность обожения. «Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастницей вечной славы».
Третий: открытие небесных врат. «Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем уверовавшим в Него».
Своим Вознесением Господь соединил небо и землю.
«Земля празднует и ликует, радуется и небо, вознесением днесь Творца твари» (3 песнь Канона на утрени).
Небо, затворенное ранее человекам, теперь открыто.
Сила, дающая людям возможность победить врага человеческого и взойти на небо, будет дана людям через 10 дней в Святую Пятидесятницу.
«Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя миру…» (1-я стихира на «Господи, воззвах…».
В храме Иоанна Милостивого праздничное богослужение в сослужении всего клира возглавит настоятель храма митрофорный протоиерей Валерий Швецов.
0 комментариев