Апостольский (Петров) пост

Апостольский (Петров) пост

Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы.

Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.

В Апостольский пост разрешается есть рыбу в субботние и воскресные дни, а также дни больших праздников.

 Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях. Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным», то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых до Успения).

Около 1000 года из этого поста, по немощи человеческой, был исключён месяц июль[3], и первая часть поста стала заканчиваться в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Вторая часть компенсационного поста образовала Успенский пост, начинающийся 1 августа(14 августа). Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе.

В Православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

«После продолжительного праздника Пятидсятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».

 Для нашего храма в этом году этот пост имеет особое значение.

Храм готовится к своему самому знаменательному историческому событию – великому освящению.

От настоятеля храма митрофорного протоиерея Валерия Швецова подано прошение Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт Петербургскому и Ладожскому, на освящение храма.

Мы ждем утверждения даты освящения.

 Знаменательно, что мы только что отметили день Рождения Церкви, святую Пятидесятницу.

 Грядущее воскресенье – день всех святых. И далее, вступление в пост и ожидание.

Молитвенное ожидание в соединении с постом имеет особую силу.

 И радость – Великое Освящение Храма - после подготовки в посте и молитве также особая радость.

Храм делает последние приготовления к этому событию.

Заканчивается украшение сводов лепниной.

Величественно выстроился первый ряд иконостаса.

 В торжественные моменты службы царственно горят светильники: центральное паникадило (люстра) и люстры в боковых пределах храма.

 Вокруг храма по периметру выровнена площадка для совершения торжественного Крестного Хода.

Колокольня засияла новой позолотой на колоколах.

Готовится установка иконы Спаса Нерукотворного над центральным входом в храм.

Молитва, пожертвования, безвозмездный труд сопровождают каждое наше делание, каждый шаг.

Мы молимся вместе, мы вместе строим, мы будем радоваться вместе! Что еще нужно человеку для счастья?!

А о тех, кто устраняется от общего дела, есть известная пословица:

Худое порося и в Петровки зябнет.

 Поэтому, вступая в пост, будем ожидать и великую радость.

 И она, несомненно, вольет в нас новые силы и новое дерзновение в служении Богу и Матери Церкви.




44
Поделиться страницей в социальных сетях:
  • Подружиться с нами в социальных сетях:
  •   вКонтакте
  •   Facebook
  •   Youtube
  •   Твиттер
  •   Google+
  •   Flikr