Skip to content Skip to main navigation Skip to footer

День тезоименитства протоиерея Игоря Гноевого

День тезоименитства протоиерея Игоря Гноевого

Сердечно поздравляем протоиерея Игоря Гноевого, клирика храма Покрова Божией при Больнице № 15, духовника Сестричества Милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с Днем его небесного покровителя благоверного великого князя Игоря Черниговского!

 Мы встретились с отцом Игорем накануне праздника.

— Батюшка, расскажите немного о себе.

— Да что рассказывать, служба, больница, снова служба, — улыбаясь, говорит отец Игорь, — что еще рассказывать?

— Расскажите нам о детстве, родителях?

— Детство? Как положено, по средам и пятницам молочного не принимал, — шутит батюшка.

Я понимаю, что надо переходить к конкретным вопросам.

— Батюшка, расскажите мне о Вашем периоде жизни после окончания техникума.

Отец Игорь закончил физико-механический техникум в 1988 году в возрасте 20 лет и через 5 лет поступил в Санкт Петербургскую Духовную Семинарию.

— После техникума — армия?

— Да, два года в армии.

— А потом, как Вы приняли решение пойти по духовной стезе?

— Это произошло как бы само собой. Прочитал Евангелие, стал ходить в храм, помогать и затем служить в алтаре. Хотелось узнать больше, получить образование, поступил в семинарию. Так Бог привел.

Когда стал батюшкой, впервые по-настоящему почувствовал, что такое Пасха, какой это Праздник, какая всеобъемлющая радость!

— Батюшка, какой у Вас любимый стих Священного Писания?

Отец Игорь пожимает плечами,

— Трудно сказать…, — и потом внезапно, — Не судите, да не судимы будете.

— Что самое главное в духовной жизни?

— Самое главное – познание себя, познание своей немощи, и тогда уже действует Бог. Человек уходит от внешнего, обращается к себе, видит свою несостоятельность, смиряется и тогда духовно растет.

— Кто из святых отцов был Вашим кормчим на духовном пути?

— Святитель Игнатий Брянчанинов.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и всем людям в день Вашего тезоименитства?

— Ходите в храм, и храм всему научит!

— Спаси Господи за беседу, батюшка!

От всех наших читателей примите наши самые искренние поздравления с днем Вашего тезоименитства!

 

ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ (В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЯ, В ИНОЧЕСТВЕ ГАВРИИЛА) ЧЕРНИГОВСКОГО И КИЕВСКОГО

 

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междо-усобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольго-вичей и Мстиславичей.

Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого.

Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Велико-го († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Моно-машичи»).

Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сын Киев-ского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесе-нии мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава» 1073 г. и «Изборника» 1076 г.

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодни-ком Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси.

Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре.

Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княже-ских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского).

Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерыв-ными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и ре-шил передать его в наследство своему брату Игорю.

Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы на-рочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка.

А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».

Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей.

«Не хотим быть в наследстве», – решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против во-ли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править наро-дом и защищать его.

Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мсти-славичей с войском.

Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мсти-славича.

Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения пе-решли на сторону Изяслава.

Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многостра-дальный князь тяжело заболел.

Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «выру-бить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском мона-стыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная нена-вистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольго-вичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, поста-новило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их.

Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спа-сти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточен-ной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время Святой литургии, схватили моливше-гося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу.

В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и по-крыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья».

И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота.

Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея вто-рого этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого муче-ника и убили на нижних ступенях лестницы.

Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца под-вергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго че-ловека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в цер-ковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».

На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Оцените
Поделиться:

0 комментариев

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая на кнопку: "Отправить", Вы подтверждаете, что прочли Положение о персональных данных и принимаете его.

Наверх