День тезоименитства протоиерея Игоря Гноевого
Сердечно поздравляем протоиерея Игоря Гноевого, клирика храма Покрова Божией при Больнице № 15, духовника Сестричества Милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары с Днем его небесного покровителя благоверного великого князя Игоря Черниговского!
Мы встретились с отцом Игорем накануне праздника.
— Батюшка, расскажите немного о себе.
— Да что рассказывать, служба, больница, снова служба, — улыбаясь, говорит отец Игорь, — что еще рассказывать?
— Расскажите нам о детстве, родителях?
— Детство? Как положено, по средам и пятницам молочного не принимал, — шутит батюшка.
Я понимаю, что надо переходить к конкретным вопросам.
— Батюшка, расскажите мне о Вашем периоде жизни после окончания техникума.
Отец Игорь закончил физико-механический техникум в 1988 году в возрасте 20 лет и через 5 лет поступил в Санкт Петербургскую Духовную Семинарию.
— После техникума — армия?
— Да, два года в армии.
— А потом, как Вы приняли решение пойти по духовной стезе?
— Это произошло как бы само собой. Прочитал Евангелие, стал ходить в храм, помогать и затем служить в алтаре. Хотелось узнать больше, получить образование, поступил в семинарию. Так Бог привел.
Когда стал батюшкой, впервые по-настоящему почувствовал, что такое Пасха, какой это Праздник, какая всеобъемлющая радость!
— Батюшка, какой у Вас любимый стих Священного Писания?
Отец Игорь пожимает плечами,
— Трудно сказать…, — и потом внезапно, — Не судите, да не судимы будете.
— Что самое главное в духовной жизни?
— Самое главное – познание себя, познание своей немощи, и тогда уже действует Бог. Человек уходит от внешнего, обращается к себе, видит свою несостоятельность, смиряется и тогда духовно растет.
— Кто из святых отцов был Вашим кормчим на духовном пути?
— Святитель Игнатий Брянчанинов.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и всем людям в день Вашего тезоименитства?
— Ходите в храм, и храм всему научит!
— Спаси Господи за беседу, батюшка!
От всех наших читателей примите наши самые искренние поздравления с днем Вашего тезоименитства!
ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ (В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЯ, В ИНОЧЕСТВЕ ГАВРИИЛА) ЧЕРНИГОВСКОГО И КИЕВСКОГО
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междо-усобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольго-вичей и Мстиславичей.
Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого.
Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Велико-го († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Моно-машичи»).
Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сын Киев-ского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесе-нии мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава» 1073 г. и «Изборника» 1076 г.
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодни-ком Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси.
Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре.
Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княже-ских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского).
Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерыв-ными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и ре-шил передать его в наследство своему брату Игорю.
Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы на-рочно подзадоривая Мономашичей: «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка.
А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».
Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей.
«Не хотим быть в наследстве», – решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против во-ли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно.
1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править наро-дом и защищать его.
Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мсти-славичей с войском.
Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мсти-славича.
Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения пе-решли на сторону Изяслава.
Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многостра-дальный князь тяжело заболел.
Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «выру-бить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском мона-стыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная нена-вистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольго-вичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, поста-новило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их.
Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спа-сти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточен-ной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время Святой литургии, схватили моливше-гося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу.
В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и по-крыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья».
И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота.
Но люди выломили ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея вто-рого этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого муче-ника и убили на нижних ступенях лестницы.
Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца под-вергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго че-ловека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся».
Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в цер-ковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».
На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
0 комментариев