Сретение значит встреча
Представим себе, что мы расстаемся с любимым человеком на некоторое время. К примеру, он или она уезжает в командировку на неделю, две или даже на месяц. Мы звоним по телефону, скучаем, ждем скорейшего возвращения нашего любимого человека. Дни тянутся в ожидании. В разлуке мы особенно глубоко чувствуем, как дорог нам человек, и как сильно мы в нем нуждаемся.
Нам это понятно.
Однако, по словам святых, любовь человека к человеку есть лишь слабое блеклое отражение любви человека к Богу.
Ожидание человека, познавшего Бога и разлучившегося с Ним на некоторое время, это чудовищная боль разлуки и горькие слезы, как говорят нам имевшие подобный отцы Церкви Симеон Новый Богослов («Гимны»), преподобный Силуан Афонский (книга «Старец Силуан» архимандрита Софрония Сахарова) и другие.
Согласно преданию («Предание Аристея») в 3 веке до нашей эры египетский царь Птолемей для своей знаменитой библиотеки в Александрии повелел сделать перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык.
Были призваны 72 ученых еврея переводчика. Их разместили на острове Фарос отдельно от всех людей, поместили в отдельные кельи, и согласно древнему манускрипту в течение 72 дней они перевели Тору (Пятикнижие, написанное Моисеем), пророческие и учительные книги Ветхого Завета.
Одним из переводчиков был старец Симеон.
Работая над книгой пророка Исайи, он встретился с одной трудностью. Пророк пишет: «се Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис.7:14). Симеон решил, что слово «Дева» написано по ошибке переписчиком и хотел заменить его на более корректное — «молодая женщина». Но как только он это помыслил, ему явился ангел и сказал: пиши, как написано – «Дева». И сам ты не умрешь, пока не увидишь своими глазами исполнения этого пророчества.
Перевод был сделан, по крайней мере первые его книги, при царе Птолемее II Филадельфе (285- 246 гг до н.э.) около 280 года до н.э. Симеон в это время, будучи ученым евреем, раввином, думается, уже был не молод. То есть, к
моменту его встречи со Христом в Иерусалимском храме ему было уже значительно за 300.
И вот, представим себе, почти 300 лет ожидания! Сердце, любящее Бога, жаждущее встречи с Ним, испытывается столь великим долготерпением!
И, наконец, по вдохновению, то есть по действию Духа Святого, старец приходит в Иерусалимский храм.
И если, люди, пребывающие в храме в то время, видят только младенца у матери на руках, пришедшей в храм принести жертву очищения на 40 день после родов, то праведный Симеон видит Бога.
Можно представить, как взыграло от радости его сердце, каким светом озарился его лик. Он подходит, берет на руки Младенца, и говорит свои знаменитые слова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» (Лука 2: 29 – 32).
Симеон видит этот Свет, видит славу Божию, его почти 300-летнее ожидание закончилось, и он теперь может уйти из этого мира, чтобы навечно пребывать вместе с этим Светом, в этом Свете, с этой радостью и миром.
Церковь в своих праздничных песнопениях наполняет эту Встречу следующими смыслами.
Симеон обращается к Младенцу как к своему Творцу, Богу: «Симеон, поучаяся, позна Тя Бога, явльшагося плотию» (седален по полиелее).
Христос, придя в храм, исполняет закон. Первая стихира на литии: «Ветхий деньми, Иже закон древле в Синае дал Моисею, днесь Младенец видится…, закон исполняя, во храм приносится».
Симеон сравнивается с Боговидцем Моисеем. Но если Моисей видел Бога во мраке и лишь «сзади», то Симеон «Первовечное Слово Отчее воплощенное понесе» (7 стихира на литии).
Руки Симеона – престол Божий. Христос «на старческих, яко на Престоле, седит руках» (стихира на стиховне великой вечерни).
Две горлицы, принесенные в качестве жертвы Иосифом и Марией: образ праведных Симеона и Анны пророчицы, указание на Ветхий и Новый Завет, указание на Церковь, в которую войдут иудеи и язычники.
Итак, праведный Симеон видит своими глазами и держит на своих руках Младенца — исполнение всех ветхозаветных пророчеств. То, что говорилось иносказательно в течение тысяч лет, исполнилось сейчас.
Этот Младенец, никто Иной, как Ветхий Днями, Которого видел пророк Даниил в видении.
Он пришел спасти «младоумного» Адама, и в нем всех нас, его потомков.
Церковные песнопения помогают нам пережить драматизм, красоту и глубочайшую проникновенность этого события.
Новый Завет приходит на место Ветхого, ожидание всего человечества исполнилось, Небо явилось на землю, двери в Царствие Небесное, закрытые грехом, по Воскресении Христовом будут открыты.
Вот такой, примерно, была и есть Встреча, или по-старославянски — Сретение.
0 комментариев